129
наглядным примером деградации человеческого в человеке, когда животное начало
одерживало верх над изначальным достоинством человека, усугубленное ложью.
Ложь сопутствовала и при изложении истории, писавшейся чаще всего не для
назидания потомков, а для доказательства благородства того или иного народа, для того,
чтобы подчеркнуть его значимость и подать его в выгодном свете. А для этого требовалось
знание техники (греч. τέχνη «искусство, ремесло») убеждения, которую так детально
расписал Аристотель в своем сочинении «Риторика». Поэтому, по сообщению Светония,
римские цезари владели практически все этим искусством и пользовались им при
выступлении в Сенате и перед народом; кто же не владел им – для тех писались речи.
Например, Светоний, давая жизнеописание Цезаря, упоминает о том, что тот в красноречии
«стяжал не меньшую, если не большую, славу, чем лучшие знатоки». В подтверждение
этому он приводит слова Цицерона, который «заявляет, что не видел никого, кто
превосходил бы Цезаря, и называет его слог блестящим и даже великолепным и
благородным» (хотя еще Аристотель предупреждал, что «чересчур блестящий слог делает
незаметными как характеры, так и мысли»). Далее он цитирует Цицерона: «Как? Кого
предпочтешь ты ему из тех ораторов, которые ничего не знают кроме своего искусства? Кто
острее или богаче мыслями? Кто пышнее или изящнее в выражениях?… говорил он голосом
звонким, с движениями пылкими, но приятными». О не законченных им «Записках», где
Цезарь описывает галльскую войну и гражданскую войну с Помпеем, Светоний приводит
слова того же Цицерона: «Записки, им сочиненные, заслуживают высшей похвалы: в них
есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения. Он хотел
только подготовить все, что нужно для тех, кто пожелает писать историю, но угодил,
пожалуй, лишь глупцам, которым захочется разукрасить его рассказ своими завитушками,
разумные же люди после него уже не смеют взяться за перо». Хотя «Азиний Поллион
находит, что они написаны без должной тщательности и заботы об истине: многое, что
делали другие, Цезарь напрасно принимал на веру, и многое, что делал он сам, он
умышленно или по забывчивости изображает превратно; впрочем, Поллион полагает, что он
переделал бы их и исправил». Так сама история в авторском изложении становится мифом.
Таким образом, если учитывать, что в основе некоторых медицинских терминов
лежат мифы, сохраненные в человеческой культуре и запечатленные древними поэтами, а
также послужившие основой мистерий и некоторых учений, то, если удастся «очистить» эти
наслоения в виде вымыслов, ложных умозаключений, вероятно, истинный врач сможет
достичь того откровения, которое дано было дано первому реципиенту данного понятия.
Аристотель считал, что «хранимые преданием мифы нельзя разрушать», хотя сам, по
выражению Д. Мережковского, «смеется над Платоном, рассказавшим миф об Атлантиде:
«Кто ее создал, тот и разрушил». Для самого Платона «миф», считает Д. Мережковский,
может быть лучше всей его мудрости. Вероятно, без разрушения мифа, невозможно
обнаружить то истинное, которое откроется разрушителю его.
Приведем некоторые термины, в основе которых лежат мифы. Например, термин
arachnoiditis
– воспаление мозга с преимущественным поражением паутинной оболочки –
связан с мифом, рассказывающим об Арахне – искусной рукодельнице, которая состязалась с
Афиной, явившейся в образе дряхлой старухи, в ткачестве. Она победила богиню, но за свое
высокомерное отношение к старости и бедности была наказана: Афина, принявшая
собственный облик, превратила ее в паука (
аrachne
с греч. «паук»), также мастерски
плетущего свои сети.
Или термин
dactylos
«палец». Согласно мифу времен культа титанов, во время
родов титанида Рея, чтобы облегчить муки, вдавила пальцы в землю, откуда выросли
дактили: пять женщин из левой руки и пять мужчин – из правой. Они стали охранять
колыбель рожденного Зевса на Крите, а потом пришли в Элиду и воздвигли храм, чтобы
умилостивить Крона, желавшего погубить Зевса. Дактили-мужчины были кузнецами и
первыми обнаружили железо, а дактили-женщины заставили людей на них смотреть как на