126
специфические отношения между объектами, проявляемые в их действиях, результат
которых обнаруживается в патологическом состоянии «разоренного хозяина».
Отражая постоянное взаимодействие объектов и (или) категорий, понятий,
метонимия создает семантические модели многозначных слов и словообразовательных
типов, часто совмещающие принципиально разные типы значения: признаковые,
событийные и предметные (абстрактные и конкретные). Например, термин «анасарка» –
скопление отечной жидкости в подкожной клетчатке:
аnasarca
термин греческого
происхождения, образованный от выражения
hydrops ana sarka
«отек мяса», где
hydrops
«водянка, общий отек», предлог
ana
уточняет место – «наверху, вверху, на всем
протяжении» и
sarkos
«мясо». В приведенном примере показано образование термина на
базе словосочетания путем сокращения текста. Наименования действий, образованные в
пределах словообразовательного типа, регулярно используются в медицине для обозначения
результирующего процесса. Например, термин «альтерация» – повреждение структуры
клетки, ткани, органа, сопровождающееся нарушением их жизнедеятельности. Термин
аlteratio
образован от супинальной формы –
alteratum –
латинского глагола
alterare
«изменять, делать иным»; «обострять, ухудшать» + суффикс -
io
(употребляется для
образования существительных, называющих действие).
IV. Мифологический (μũθος «речь, слово»; «разговор, беседа»; «совет, указание»;
«предмет обсуждения, вопрос»; «замысел, план»; «изречение, поговорка»; «толки, слух»;
«весть, известие»; «рассказ, повесть, повествование»; «сказание, предание»; «сказка, басня»;
«сюжет») путь. Практически все народы имеют свои мифы, которые, по словам известного
культуролога Мирча Элиаде, «излагают сакральную историю, повествуют о событиях,
происшедших в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким
образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего
воплощения... Это всегда рассказ о некоем «творении», где сообщается в иносказазательной
форме каким образом что-либо произошло». «В мифе мы стоим у истоков существования
этого чего-то. Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере
проявило… В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления
священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились
реальной основой создания мира и сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того,
именно в результате вмешательства сверхъестественного человек стал таким, каков он есть –
смертным… обладающим культурой».
Д. Мережковский назвал мифы «одеждой мистерии» (μυστήριον «тайное
священнодействие, таинство»; «тайна, секрет»): «Голыми… ходят лишь низшие истины;
высшие – облекаются в миф, так чтобы истина сквозила сквозь «басню», как тело – сквозь
ткань. Тут парадокс, непонятный всем Аристотелям: в грешное облекается святое, истина – в
ложь». Это напоминает такое языковое явление, как коннотация (лат.
connotatio
от
connoto
«имею дополнительные сведения») – эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска
слова. В широком смысле – это любой компонент, который дополняет предметно-
понятийное, а также грамматическое содержание языковой единицы и придает ей
экспрессивную функцию на основе сведений, соотносимых с опытом говорящего,
культурно-историческим знанием и мировоззрением, с эмоциональным или ценностным
отношением говорящего к обозначаемому словом предмету речи. В узком смысле – это
компонент значения, смысла языковой единицы, выступающий во вторичной для нее
функции наименования, дополняющий при употреблении в речи ассоциативно-образным
представлением об обозначаемой реалии на основе осознания признаков, соотносимых с
буквальным смыслом тропа (греч.
tropos
«поворот, оборот; оборот речи»; термин введен в
риторику Аристотелем; риторика, по Аристотелю, это – искусство убеждать) или фигуры
речи, мотивировавших переосмысление данного выражения. Термин «фигура» античная
традиция связывает с Анаксименом из Ламисака, жившим в IV до н.э. Этот термин
использовался древнегреческими врачами при описании «того, что находится в человеке» из