Стр. 117 - 2

Упрощенная HTML-версия

117
и будет подстерегать его, и восстанет на него и убьет его до смерти, и убежит в один из
городов тех, то старейшины города его должны послать, чтобы взять его оттуда и предать
его в руки мстителя за кровь, чтоб он умер». (Как бы оправдывая Ромула в отступлении от
закона, Плутарх пишет: «Разбойников и злодеев он, правда, не убивал, но покорил народы
силой оружия…».) И далее Второзаконие продолжает: «Не нарушай межи ближнего твоего,
которую положили твои предки в уделе твоем, доставшемся тебе в земле, которую Господь
Бог твой дает тебе во владение».
Так, в правовом смысле термин означал неприкосновенность священного
пространства, а также первоначальное право на собственность. Запрет на овладение чужой
собственностью, как и почтительное отношение к предкам, установившим некогда границы
своего владения («Никогда не передвигай древнюю межу, установленную твоими предками»
(Притчи 21:28)), нашел свое выражение в одной из десяти заповедей, данных Богом: «Не
желай жены ближнего своего, не желай ни дома его, ни земли, ни слуг его и служанок, ни
волов его, ни ослов, не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему» (Второзаконие
5:21). Причем, нарушение любой из этих заповедей, ставших законами, регулировавшими
правовые взаимоотношения, влекло наказание до третьего и четвертого поколения
преступивших любую из них.
В соответствии с этим законом каждое владение отделялось нейтральной полоской
– межой, вдоль которой были установлены пограничные знаки. Межа должна была
оставаться необработанной, поскольку это пространство, разделяющее владения, было
священно. Древний римский закон гласил: «Если кто задел Терм лемехом сохи, то сам он и
его быки да будут посвящены богам» –
Qui terminum exarasset, et ipsum boves sacros esse
, а
это значит, что виновный и его быки должны быть во искупление вины за нарушение закона
закланы.
Таким образом, если основываться на изначальном cмысле слова «термин», то его
возможно рассматривать как знак, указывающий, что по одну его сторону находится
неприкосновенное пространство, а по другую – то, что является собственностью. Знак же, по
П. Флоренскому, «есть то, что выделяет объект из недифференцированной среды».
В приложении к научной речи термин является носителем признаков и состояний,
центром концентрации в нем:
-элементов: под ними мы понимаем, основываясь на этимологии слова «элемент»
(лат.
elementum
образовано предположительно от второго ряда латинского алфавита, поэтому
его значения включают: «буквы как таковые, в отличие от
litterae,
как звуковых символов»,
«алфавит», «первичная материя, стихия, первоначало», «начатки, начальные правила,
первоначальные основания» (во мн. ч.), «начало, возникновение», «категория, основное и
всеобщее свойство вещей» (филос.), некие выделенные из священного пространства, а
потому ставшие потенциально доступными для познания, первоначальные основания,
скрытые до времени, когда придет ищущий причины какого-либо явления исследователь.
Тогда «здесь осуществляются мыслительные процессы, составляющие основание
исследования, но получение этих результатов, как правило, относится к области вненаучных
феноменов и в рамках конкретной науки не подвергается рефлексии» (цит. по В.И.
Разумову);
-«словесно-образного представления объекта, выполнение которого основывается
на применении способов глоссировки реальности или на принятии соглашения об
определенном способе восприятия и номинации познаваемого» (цит. по В.И. Разумову);
-«системного или общенаучного описания, с дополняющей его более или менее
подробной содержательно-генетической интерпретацией» (цит. по В.И. Разумову).
Говоря проще, термин является связью двух миров: неприкосновенного,
священного, в котором действуют законы, установленные не человеком и потому
неподвластные его воле, желаниям и усилиям, и человеческого, в котором применяются
открывшиеся знания, проверяются опытом и складываются в учения. Так формируется