116
Ятрогения
Психогенное заболевание, вызванное неосмотрительными высказываниями врача
или в результате врачебных действий. Синоним: ятрогенное заболевание.
Этимология термина. Iatrogenia –
термин греческого происхождения:
iatros
«врач, целитель» + суффикс
-gen,
указывающий на источник порождения, происхождения
(см. Примечание 53).
ЧАСТЬ II
Вместо заключения: зачем нужны Примечания и Приложение
Тезаурус – от греческого
thesauros
– сокровище, клад; масса, множество;
сокровищница; хранилище, склад, вместилище.
Величие современной медицины, возможно, и проявляется в обладании
бесценным сокровищем, которое накапливалось веками и фиксировалось в ее терминологии.
Терминология языка медицины – это бесценная вневременная мудрость, закодированная в
системе терминов. Латинское
terminus
(«пограничный знак, межевой знак»; «границы,
пределы»; «окончание, конец»; «конечная цель») происходит от древнегреческого
эквивалента
terma
, означающего: «конечный столб, мета»; «отметка, знак»; «исход,
результат»; «конец, край, предел»; «высшая степень, верх»; «осуществление, исполнение»;
«верховенство, высшая власть»; «награда, приз».
Как и во всех древних терминах, в самом слове «термин» присутствует первичный
сакраментальный смысл, и это священное первозначение у римлян привело к учреждению
культа
Terminus`
а в качестве бога, «который обозначает своим знаком границы полей.
Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле, обожествлен ты давно предками
нашими был» (Овидий «Фасты»). Значимость Термина отражена в предании, согласно
которому все божества, жившие на Капитолии удалились, когда там поселился Юпитер,
кроме древнего бога границ, чьи владения остались нетронутыми, и Термин продолжал жить
на Капитолии вместе с богиней Ювентой.
Учреждение культа Термина приписывалось царю Нуме Помпилию, второму
римскому царю (ок. 715–672 гг. до н.э.), наследовавшему власть после Ромула, начавшего
строительство Рима вместе со своим братом Ремом (которого он убил в результате ссоры, по
Страбону; Плутарх также говорит о гневе Ромула, «излившемся в действии, которое привело
к печальному исходу), куда, по свидетельству Страбона, он «стал собирать окрестный
людской сброд», сбегавший туда ради «убежища, в которое он превратил священный
участок между кремлем и Капитолием». Плутарх пишет, что «в этом убежище они (Ромул и
Рем) укрывали всех подряд, не выдавая ни раба его господину, ни должника заимодавцу, ни
убийцу властям, и говорили, что всем обеспечивают неприкосновенность, повинуясь
изречению пифийского оракула». «Священное убежище они нарекли именем бога Асила».
Здесь Плутарх употребляет слово
asylon
«неприкосновенный» как имя бога в соответствии с
объявлениями дельфийского оракула о «неприкосновенности» какого-то святилища.
Устройство такого города-убежища было не новым: о выделении специальных городов-
убежищ при расширении территории государства для людей, совершивших убийство и
ожидающих суда, говорится в ветхозаветных книгах Библии – Исход, Числа, Второзаконие.
Например, в 19 главе Второзакония написано: «…убийца может убегать туда и остаться жив:
кто убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом», «дабы мститель за кровь в
горячности сердца своего не погнался за убийцею и не настиг его и не убил его, между тем
как он не подлежит осуждению на смерть, ибо не был врагом ему»; написано также о
необходимости строительства дорог, ведущих в города-убежища, чтобы до них можно было
быстро добраться. В случае же умышленного убийства: «кто будет врагом ближнему своему