Стр. 34 - 2

Упрощенная HTML-версия

Свеча, странным образом висящая в пространстве, усиливает религиозное
впечатление от портрета. То ли мы ставим свечу пред образом Святого, то ли он пытается,
осветив тёмное пространство, рассмотреть что-то доброе в сердцах людей. И мы следим за
ним с надеждой. Верим, что он обязательно найдёт проявления Божьей воли в наших
сердцах, невидимые пока нам самим. Отыщет дорогу, наставит и направит нас.
И, наконец, памятник работы скульптора Голованцева (2001 год). Расположен на
территории бывшей Омской крепости. Место действительного пребывания Достоевского в
городе на Иртыше. Несколько значимых пунктов композиции. Направление спиной к городу.
Не любили его власть предержащие и до революции, и при социализме, не жаловали и в
перестройку. Почти всегда один против всей своры. Изображён в движении: или приглашает
с собою в дорогу, или уходит от нас? Бодрый вид и уверенный шаг говорят о том, что Фёдор
Михайлович, в отличие от нас, знает куда идти. Внешнее портретное сходство с писателем
конечно присутствует. Вместе с тем образ напоминает библейских пророков. То ли апостола
Павла, то ли Святителя Николая Чудотворца, особо любимого на Руси. Библейский образ
подчёркивается одеянием. Хитон раздувает ветром. Пророк опять идёт против ветра, как бы
преодолевая человеческое равнодушие и непонимание. На хитоне глубокие линейные
порезы, как следы ударов бича. Опять библейские аналогии.
В руке у Достоевского книга, то ли Библия, то ли том его сочинений. Не случайно
пять лучших романов его называют Пятикнижием Достоевского.
Хороша надпись на постаменте. Она скромна и лаконична: «Достоевскому».
Подчёркивается, что это стоит не сам Фёдор Михайлович, а это всего лишь наше
представление о Великом Писателе Земли Русской. Понять и по достоинству оценить его
творчество нам ещё предстоит.

Сергей НОВИКОВ
АПОСТОЛ СВОБОДЫ
9 октября 2007 года – 40 лет со дня гибели революционера № 1 Эрнесто Че Гевары
(1928–1967)
Он ворвался в историю двадцатого века со скоростью урагана и навсегда в ней
остался. Боготворимый простыми людьми, люто ненавидимый власть предержащими и
большими деньгами имущими, трусливо презираемый иностранными эксплуататорами
народов родной Латинской Америки, команданте Эрнесто Че Гевара 9 октября 1967 года
принял смерть от рук боливийских военных, получивших прямое указание ЦРУ США.
Аргентинец по рождению, врач по образованию, полноправный гражданин всего
Угнетенного Мира, неистовый революционер с «Гранмы», друг и соратник Фиделя, вместе с
ним и боевыми товарищами он вершил историю Острова Свободы, а заодно – планеты
Земля. Но однажды настал час, когда этот кубинец с пожизненным гражданством не усидел в
чиновном спокойствии на новой родине, и вновь ринулся в неравный бой с алчной нечистью.
Рассеем, наконец, гипноз лукавых политических клише: никаким идейным фанатом Эрнесто
Че Гевара не был. Обладающий ясным умом и сильной волей, этот человек-легенда был
просто честен по совести и неподкупен по жизни. До последней минуты яркой земной
жизни, его простреленное в последнем, неравном бою сердце билось в такт биению сердец
великого множества не самых сытых в мире людей. Могущественные враги Че заходились в
злобной истерике, узнавая новые подробности его Поступков, с точностью меткой пули
нацеленных
на
установление социальной
справедливости в пределах вненациональной
территории южноамериканского континента
– огромного пространства, до нитки
обираемого транснациональными монополиями. «Экспорт революции!» – истошно вопили
по этому поводу господа-чистюли, которым в силу врожденного хищнического инстинкта