Стр. 5 - 2

Упрощенная HTML-версия

5
— создать обстановку, слушать со вниманием, не торопясь;
— управлять беседой, не использовать медицинских терминов;
— не выглядеть “странным”, скорее немного консервативным.
Целью
первичного клинического обследования — построение
максимально возможного числа рабочих диагнозов в короткое время
как ключа к индивидуализированному дообследованию и выбору так-
тики лечения.
Диагностика —
это сложный интеллектуальный процесс. Воз-
можны два варианта диагноза: прямой и дифференциальный. Прямая
диагностика удается редко и тогда, когда выявляется патогномонич-
ный симптом или типичная совокупность признаков. Много чаще при-
ходится идти по пути дифференциальной диагностики, когда парал-
лельно или последовательно анализируются ряд диагностических
гипотез.
Алгоритм диагностического процесса:
определение абсолютно достоверного синдрома или симптома;
составление списка заболеваний с данным синдромом;
последовательный анализ возможности каждого из заболевания;
установление вероятного диагноза или следующей исследова-
тельской программы.
Роль диагностических гипотез (рабочих диагнозов) исключительно
важна, так как диагностировать можно ТОЛЬКО ТО, что подозрева-
ешь. Современная диагностическая база, коммуникационные возмож-
ности позволяют подтвердить или отвергнуть ЛЮБОЙ диагноз, ро-
дившийся в голове врача (принципиально важно, чтобы он появился).
В этом процессе неоспорим несомненный приоритет клинических ме-
тодов, которые преимущественно обеспечивают рождение диагности-
ческой мысли.
Как сегодня современны и свежи слова великого С. П. Боткина:
“Врач должен всячески упражнять и развивать в себе способность ло-
гического размышления, эту медицинскую гимнастику ума. Врач не
должен допускать, чтобы в нем незаметно атрофировались божествен-
ные дары острой зрительной памяти, практической наблюдательности
и тонкого анализа, пытаясь гордиев узел сложных защитных явлений
рассечь одним ударом — каким-либо новейшим приемом в лаборато-
рии или рентгеновском кабинете”.
Феноменальные возможности клинициста в сути своей состоят в
умении детализировать нюансы симптомов и, прежде всего, симпто-
ма боли — центрального симптома в лечебной медицине и в ургент-