99
средник двойным кольцом, а в XVII в. всё слилось в изображение без всяких линейных границ. В
жанре всё больше стали проявляться реалистические тенденции, бытовые сцены превращались
нередко в настоящие жанровые картинки и даже в пейзаж (жития Николая Чудотворца и Сергия
Радонежского).
Гимнографический жанр
складывался в ХШ-XIV вв. под влиянием сербского
искусства, когда в богослужении всё больше чтение молитв заменялось пением. Своеобразие
жанра заключалось в том, что догма или богословская мысль выражались в форме воспевания,
главной темой было прославление Богородицы (иконы «Собор Богоматери», «О тебе радуется»,
«Покрова Богоматери», «Достойно есть»). Художник смешивал отдельные конкретности в нечто
фантастическое: в одну композицию соединялись разновременные явления, персонажи
исторические с легендарными, евангельские образы с русской архитектурой. Спецификой
структуры жанра было соединение фигур по принципу иносказания, введение олицетворений,
абстрагирование, симметрия. На первое место здесь выходил не догматический и не
исторический, а более эстетический эмоционально-психологический момент. На иконах
изображали не действие или событие, а состояние молитвенного или похвального предстояния.
Господствующей была идея торжества. Гимнографический жанр был лучшим выразителем
приподнятого состояния души.
Исторический жанр
проник в икону из книжной миниатюры в XV в. Он включал в
себя моменты из истории государства и церкви. Такие сюжеты, как «Битва новгородцев с
суздальцами», «Церковь воинствующая», «Седьмой Вселенский собор», «Насаждение древа
государства Российского» (или «Древо государства Московского») вплотную подходят к
светскому искусству. Это не столько иконы, как моленные образы, сколько картины с развитой
идеологической концепцией. Эти произведения передавали жизненное ощущение людской толпы
и войска, конкретные образы многих князей, царей и священников, ход битвы и триумф русской
государственности, живое чувство природы с её реальным пространством и введение реального
времени.
Исторический жанр стремился к овладению реальной действительностью, к
конкретизации места и времени событий, развитию действия во времени. Но он не освободился
совсем от элементов догматики и символизма: условный фон, изображение войска традиционной
«горкой», совмещение разновременных событий.
Жанровая дифференциация средневекового искусства была довольно сложной, между
отдельными жанрами были переходные такие, например, как лирико-догматический,
гимнографический, многие произведения характеризовались многожанровостью (например,
двужанровым можно считать житийный жанр). В каждом случае особенности иконописного
канона проявлялись по-разному. Следовательно, он не был общезначимым.
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТИПЫ ИИСУСА ХРИСТА И
БОГОМАТЕРИ
Под иконографическим типом
понимают исторически
сложившееся
канонизированное изображение того или иного образа или сюжета, связанного с