100
христианской легендой.
Персональная типология святого включала множество разнообразных
изводов, чтобы раскрыть различные грани его личности и символически выразить определённые
богословские идеи, осмысляющие его роль в спасительной миссии Христа, в истории спасения
человечества.
Главные персонажи церковного искусства - Иисус Христос и Богородица. В
византийской и русской иконографии Бог представлялся как грозный судия, а Богоматерь -
вечная заступница, способная смягчить гнев Божий. Но такое понимание образов не сразу нашло
адекватное художественное выражение.
В эпоху раннего христианства
использовались аллегорические и символические
изображения Христа:
агнец - жертвенное животное; пеликан - кормящий своих птенцов
собственной кровью, чтобы спасти их от смертельного дыхания змеи (античная легенда); рыба -
по-гречески слово «ихтос» (рыба) состоит из первых букв выражения: Иисус Христос Сын Божий
Спаситель; птица - образ окрылённой души, духовного начала; голубь - значение Духа Святого;
орёл - символ воскресения; якорь - якорь души, дающий ей безопасность и спасение в бушующем
море жизни; корабль - образ Церкви Христовой (это и ковчег Ноя, спасителя в водах всемирного
потопа, это и ладья апостолов, спасённая Иисусом во время шторма); крест - символ страданий
Иисуса. Христа обозначали также монограммами в виде перекрещенных греческих букв «Х» и
«Р» и буквами «а» и «то» - «альфа» и «омега», ибо в «Апокалипсисе» сказано: «Я альфа и омега,
начало и конец»64. Кроме того, символами миссии Христа Спасителя были образы Доброго
Пастыря - отрока с посохом в руках и овцой на плечах, и Орфея, играющего на лире в окружении
зверей.
B IV в., когда христианство стало во многих странах государственной религией,
появились «портретные» изображения Иисуса,
сначала в виде юноши, а затем - мужчины с
бородой. По преданию младенца Христа и его Мать Марию писал евангелист Лука. Но ни одного
образа Богородицы древнее VI в. не сохранилось. Самые ранние известные её изображения очень
жизненны, содержат много земного, на некоторых она представлена с распущенными волосами.
Рассмотрим некоторые канонические типы, закрепившиеся в нашей иконографии. В
образах Спаса подчёркивалось
единство божественного и человеческого
, та духовная высота и
сила, которую может обрести освобождённая от греха и зла человеческая личность.
1.
Спас Нерукотворный.
Этот образ, согласно легенде, был создан по воле са
Иисуса: чудесный отпечаток его лица на платке, взглянув на который эдесский царь Авгарь
излечился от проказы. На иконе изображали зрелого мужа с длинными волосами и небольшой,
слегка раздвоённой бородой, с благородными чертами лика, как считалось, исторически
достоверными.
Огромные тёмные глаза были обращены или чуть в сторону (знак самоуглублённого
покоя, в котором постигалось недоступное) или прямо к стоящему перед иконой, проникая в
глубины души (требование от человека духовной работы, созидания нравственного идеала). По
обеим сторонам от головы расположены буквы IC и XC - сокращённое обозначение имени -
Иисус Христос (Иисус в переводе с еврейского - Спаситель, Христос по-гречески - помазанник,
посланник Божий). Вокруг головы Спаса - круглый, чаще всего золотой, нимб (символ вечного
света), расчерченный крестом (крестная жертва), с греческими буквами на перекрестии («вечно
64 См.: Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Л., 1991. 4.II. С.62-66.