Стр. 101 - 2

Упрощенная HTML-версия

101
сущий»).
Идея иконы - помощь и защита, спасение страждущего человечества. На Руси её
часто помещали над вратами крепостей, на воинских стягах.
2.
Спас Вседержитель
-
Пантократор
. Это поясное изображение Иисуса Христа с
Евангелием в левой руке - знаком принесённого им в мир учения, и благословляющей правой
рукой, десницей. Образ Христа наделялся божественной силой и величием. Здесь он демиург
(творец) и Всесильный Владыка мира, вершитель судеб, податель истины, во всём равный и
«единосущный» Богу Отцу. Пантократор олицетворял идею Ветхозаветной Троицы. Изображался
в куполах церквей и на иконах.
3.
Спас на престоле
представлял Иисуса Христа, восседающего на троне, с
Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Это образ не просто Владыки Царя царей,
но грозного Судии, величавого и недоступного, который, «воссев на престол», будет творить свой
последний суд над миром. Напоминание о грядущем суде Спасителя - главная идея данного типа.
На открытой книге помещали текст закона, по которому будет судить Владыка, и который
указывал путь спасения: «Я свет всему миру, кто последует за Мной, не будет ходить во тьме, но
будет иметь жизнь вечную».
4.
Спас в силах
повторял композицию «Спаса на престоле», но усложнял её
символическими знаками, указывавшими на полноту власти Иисуса над миром. Всё изображение
размещено на фоне пламенного прямоугольника (земля), в углах которого представлены ангел,
лев, телец и орёл - символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, несущих всем концам
Вселенной весть о Спасителе и о его грядущем суде. Внутри прямоугольника - голубой или
зелёный овал (небо), заполненный таинственными небесными силами, шестикрылыми
серафимами и четырёхкрылыми херувимами, а также расположенными у подножия трона
ангелами-престолами в виде алых крылатых колец с глазами на ободьях. В овал вписан огненный
ромб, который, вместе с идущими от Спаса лучами, означает мощную творящую энергию,
божественную славу Христа. На книге начертаны грозные слова: «Не на лица судите, сынови
человеческие, коею мерою вы мерите, тоею мерою и Я вам отмерю». Сложившийся к XV в.
торжественный образ давал представление о втором пришествии Бога, о величии верховного
божества, о всей полноте его силы и славы, о его господстве над небом и землёй, о Страшном
Суде и прощении и о грядущем преображении Вселенной65.
В образе Божьей Матери христиане воплотили свои представления об
идеальной женщине.
Кроме мистической роли Девы Марии, давшей плоть вочеловечевшемуся
ради людей Богу, и ставшей после своей смерти Владычицей мира, она была просто матерью,
судьба которой близка и понятна землянам. Она стала первым человеком, естество которого было
очищено от греха и искажения, как оно должно очиститься у всех праведных христиан. Она,
исстрадавшаяся от боли утраты истерзанного великими муками Сына, могла понять людей и
отозваться на их несчастья, стала неизменной заступницей человеческого рода.
1.
Богоматерь Оранта
(с лат. - молящаяся). Мария изображалась одна, в по
рост, с молитвенно воздетыми вверх руками - символ Церкви, символ вечной, неостановимой
молитвы, несущей надежду и защиту всему роду человеческому. Это Пречистая Дева, а не мать,
величавая Владычица мира - «Нерушимая стена», защитница не только городов русских, но всех
65 См.: Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993. C.16-28.