Стр. 78 - 2

Упрощенная HTML-версия

78
Развитие агиографического (житийного) жанра в начале XIII в. ознаменовалось
формированием
Киево-Печерского Патерика
- сборника рассказов об истории основания Киево­
Печерского монастыря и первых монахах, подвижническая жизнь которых составила его славу.
Разновидностью богословской литературы были сочинения, говоря современным
языком,
природоведческого характера
. На Руси получили большое распространение переводные
византийские сборники
«Шестоднев»
и
«Физиолог».
В «Шестодневе» комментировался
библейский рассказ о сотворении мира за шесть дней. В нем древнерусский читатель мог найти
разные теории о форме земли, теологические объяснения астрономических и атмосферных
явлений, рассказы о животных, снабженные метафизическим толкованием, и многое другое.
Сходным образом был составлен и «Физиолог», содержавший аллегорические рассказы о
животных, птицах, камнях, деревьях.
Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный урон русской культуре. Военный
разгром, тяжелая дань, увод в полон мастеров значительно обеднили культурный процесс. Однако
традиция не прервалась. Более того,
вряд ли можно говорить о сколько-нибудь заметном
влиянии монгольской культуры на русскую
, особенно на первых порах. Долгое время степной мир
монголов-кочевников и мир городов славян-земледельцев существовали отчужденно,
потребовалось не одно столетие для взаимного сближения.
Батыево нашествие стало основной темой в литературе. Один из первых откликов на
произошедшее -
«Повесть о разорении Рязани Батыем
». В «Повести» описывается гибель Рязани
и рода рязанских князей. Монгольское нашествие воспринималось современниками как конец
света, как «великая конечная погибель». Отсюда трагизм, наполняющий произведения того
периода. Мотив героической смерти является ведущим в литературе, посвященной нашествию. В
«Повести»
монголо-татары стали победителями не потому, что победили рязанцев, а
потому, что их противников не осталось в живых.
Князь Федор Юрьевич, посланный к Батыю с
дарами, отказывается отдать ему свою жену, говоря: «когда нас приодолееши, то и женами нашими
владети начнеши», его убивают. Узнав о смерти мужа, княгиня Евпраксия вместе с маленьким
сыном «ринуся из превысокого храма своего» и разбилась насмерть. В решающей битве гибнут
великий князь рязанский Георгий Ингоревич и его братья. Невозможность остаться в живых
побежденным подвигла Евпатия Коловрата (в момент главного сражения он был в отъёзде) с
дружиной в 1700 человек напасть на войско Батыя. В образе Евпатия сильны эпические черты: он
побеждает в единоборстве родственника хана Хостоврула, татары одолевают его только при
помощи стенобитных орудий.
Мотив предпочтения смерти бесчестию и признанию поражения лег в основу
«Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского
» и
«Слова о Меркурии
Смоленском
». С религиозно-философским осмыслением постигшей Русь трагедии выступил
епископ г. Владимира
Серапион.
В Своих
«Словах
» и
«Поучениях»
он как проповедник старается
извлечь урок из случившегося.
Продолжая идейную традицию провиденциализма
русских
книжников более раннего периода, Серапион Владимирский рассматривал нашествие как
наказание, наложенное Богом за грехи, проявление «ярости Его».
Не менее опасным было противостояние с западноевропейским католическим миром.
Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали как собственно немецких рыцарей,
так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.), является
одной из ведущих тем
«Жития Александра Невского»,
составленного
в конце XIII в
.
Самостоятельное значение имеет
«Слово о погибели Русской земли
» - небольшое произведение,
которое древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к этому житию.
Прошло более сотни лет и эпоха поражений сменилась эпохой первых побед.