Стр. 77 - 2

Упрощенная HTML-версия

77
Галицко-Волынской землях. Характерно, что уделяя, как правило, большое внимание местным
событиям, летописцы не теряют из вида общерусской истории, их областной патриотизм всегда
сочетается со стремлением к единению русских земель.
Много нового появляется в литературе. Литература XTI-XTTI в. весьма разнообразна как
по жанрам, так и по тематике.
«Слово о полку Игореве»
считается одним из самых свободных от
церковного влияния произведений литературы домонгольской Руси. Это поэтическое произведение
повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев (1185
г.). Художественный язык автора «Слова» насыщен языческими символами и образами:
Русь
предстаёт перед нами не оплотом православия (как в летописях), а «силой Дажь-Божа
внука»,
упоминается Стрибог, другие языческие божества, но нет ни одного упоминания Христа,
Богородицы или святых. При этом в главном автор «Слова» един с книжниками-летописцами: он
выступает
за единство Русской земли
, осуждая князя Игоря, пустившегося в поход на свой страх и
риск, без поддержки других князей в погоне за добычей и почестями.
Не менее интересно
«Поучение» Владимира Мономаха
(1053 - 1125). На склоне жизни
(«на санех седя») он пишет наставления своим детям, готовя их к нелегкому труду правителей
земли. Мономах вспоминает свою жизнь и дает читателю возможность представить и понять,
каким же должен быть настоящий князь.
Образованный, смелый, деятельный, истинно
верующий - таким предстает княжеский идеал в «Поучении». Непременная черта настоящего князя
- забота о Русской земле. По мнению Мономаха,
ради единства Руси князья обязаны оставить
личные обиды и братоубийственные ссоры.
Особняком в литературе стоит
«Моление»
или
«Слово» Даниила Заточника.
Довольно сложно определить жанр этого произведения. Это и просьба (собственно «моление») о
приеме на службу к князю; и памфлет, саркастически высмеивающий всесилие богатства,
бесчестие духовенства, злонравие женщин, произвол бояр; и рассказ о себе, сдобренный некоторой
долей саморекламы. Заточник -
человек, безусловно, талантливый и, как все талантливые
люди, находящийся в конфликте со своим временем
- окружающие не ценят его ума, ему
приходится жить в нищете - о бедах своих он «вопиет» ко князю, призывая оказать ему
покровительство, обещая взамен верную службу.
К XII веку
относится первое описание путешествия в русской литературе. Это рассказ
о паломничестве (
«Хождение
») игумена одного из черниговских монастырей
Даниила
в Святую
землю, т. е. в Иерусалим. Даниил совершает благочестивое странствие в те края, где
разворачивались события библейской истории. Он жадно осматривает достопримечательности,
город, обходит окрестности, ездит по стране. Подробности своего визита аккуратно и подробно
записывает.
Неотъемлемой и очень важной частью древнерусской литературы являются
богословские произведения
. Большим авторитетом в древнерусском обществе пользовался епископ
г. Турова Кирилл, снискавший себе славу русского Златоуста. В своих Словах и поучениях
(«Повесть о слепце и хромце», «Повесть о белоризцах и мнишестве
» и др.)
Кирилл Туровский
в
аллегорической форме размышлял о разных философских проблемах: о соотношении духовного и
телесного, небесного и земного в человеке, о смысле монашеского служения и т. д. Среди
признанных богословов XTT в. следует упомянуть еще и
Климента Смолятича,
киевского
митрополита в 1147-1155 гг. Летопись говорит о том, что Климент был «книжник и философ так,
яко же в русской земле не бяшеть». Он является автором
«Послания прозвитеру Фоме»,
произведения, в котором содержатся рассуждения о ценности образования и философского подхода
к пониманию священных писаний. К сожалению, «Послание» - единственное дошедшее до нас
сочинение Климента.