79
Откликом на Куликовскую битву стала
«Задонщина»
- поэтическое произведение, созданное
рязанским боярином
Софонием.
Как образец стиля Софоний использовал «Слово о полку
Игореве». В текстах обоих произведений можно найти множество параллелей. Однако идейное
наполнение «Задонщины» совершенно иное. Если неизвестный автор «Слова» относится к герою
своего повествования князю Игорю отрицательно, то Софоний поет славу великому князю
Дмитрию Ивановичу, его двоюродному брату князю Владимиру Андреевичу и «могучему городу
Москве». «Задонщина» проникнута
гордостью за Русскую землю, сумевшую объединиться,
отбросить распри перед лицом врага и победить.
Несколько в ином ключе передает те же события
«Сказание о Мамаевом побоище
».
Оно, по видимому, было написано уже спустя довольно-таки большой срок после битвы. Автор его
неизвестен. В «Сказании» меньше поэтических метафор, но слог, тем не менее, весьма
эмоционален и экспрессивен (особенно в изображении батальных сцен), изложение событий
подробное и обстоятельное. Много в «Сказании» сведений легендарного характера и сознательно
допущенных искажений (например, митрополит Киприан, который был во враждебных
отношениях с Дмитрием и отсутствовал в Москве, согласно «Сказанию» благословляет князя на
битву). Однако даже неточности в тексте «Сказания» служат исполнению общего замысла. Все
подчинено двум главным идеям: идее патриотической,
о необходимости борьбы против монголо
татарского ига,
и идее политической,
о том, что центром этой борьбы является Москва, и
князья московские возглавляют эту борьбу.
Со II четверти XIV века
зарождается московское летописание.
Московская летопись
быстро превращается в летопись общерусскую
. В конце XIV в. был составлен
«Летописец
Великий Русский»
» а в 1408 г. по инициативе митрополита Киприана -
Троицкая летопись,
ставшая основой последующего московского летописания. С самого начала московское
летописание было тесно связано с процессами объединения русских земель вокруг Москвы,
выполняло функцию идеологического обеспечения этих процессов. В нем нашли яркое выражение
идеи политической консолидации. Летописцы стремились показать роль Москвы как общерусского
центра, собирательницы Руси. Те же идеи нашли отражение в
«Сказании о князьях
Владимирских
», составленном
в конце XV в.
«Сказание» повествовало
о судьбе царских регалий
(венца, барм и пр.), якобы преподнесенных византийским императором Константином Мономахом
русскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху и
унаследованных московскими князьями,
которые тем самым трактовались как преемники византийских царей и великих князей
киевских
. В «Сказании» содержалась вымышленная генеалогия московских князей, род которых
возводился к «Августу-кесарю» - римскому императору Октавиану Августу.
Чрезвычайно велика
была в духовной жизни русского общества
роль церкви.
Огромное значение для культурного и общественного развития имела деятельность подвижника и
реформатора
Сергия Радонежского
(1321 - 1391) самого почитаемого русского святого. Им был
основан Троицкий монастырь (будущая Троице-Сергиева Лавра), воплотивший в себе новые
принципы монастырской жизни. На смену келиотским монастырям, в которых монахи жили «на
особицу», сохраняя при себе все свое мирское имущество и ведя подчас совсем не подобающий
инокам образ жизни, пришли монастыри общежитийные, в которых монахи не имели личного
хозяйства, жили трудом и пользовались все в равной степени только тем, что давал монастырь.
Авторитет Сергия был огромен. Дмитрий Донской, собираясь на битву с Мамаем, обратился к нему
за поддержкой. Именно игумен Сергий, а не митрополит Киприан, благословив сомневавшегося
московского князя и все русское воинство, предрек грядущую победу.
Житие святого преподобного Сергия было написано монахом Троице-Сергиева
монастыря
Епифанием Премудрым
(?-1420). Епифаний был выдающимся писателем своего
времени. В своих произведениях, большинство из которых относятся к агиографическому жанру
(жития святых) он демонстрирует мастерское владение популярным в XV в. художественным