66
Образную характеристику этому ритуальному угощению дал А.И. Куприн: «Блин
кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце,
блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным
каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и
- 36
здоровых детей» '
Известно, что Масленица начиналась с поминовения умерших. Язычники верили, что
души предков возвращаются на землю вместе с теплом, травами и птицами, чтобы помогать живым,
а потому первый блин клали для них на «духовое» окошко. «Первый блин - комам», - говорили в
старину (комы - души умерших).
В мифологических представлениях
блюда из зерна и муки соотносились с
производящей, рождающей силой нижнего мира, с силой плодородия, эротики, размножения
. И
поэтому оказывались материальными символами связи, посредничества между мирами. Так, при
приготовлении каравая встречались огонь и вода, верх и низ модели мира. По мнению А.В. Юдина
«каравай оказывается точкой встречи и переплетения, взаимоперехода всех миров вертикали и
37
сезонов годового круга, он, в сущности, сам - символ круга времён, определяемого солнцем» '
Также трактуется символика масленичных блинов, а их неумеренное поедание - типичный
магический обряд плодородия: от количества съеденного зависит новый урожай и весеннее
возвращение солнца.
Эта же символика характерна для пасхальных яиц. В языческой Руси
яйцо считалось
чудодейственным, источником жизни.
Оно, как и зерно, несло не только рождение, но
и
воскресение
- внешне неживое семя, твердое известковое яйцо вдруг давало начало новой жизни,
повторяя уже известный путь: на землю, в гнездо - и вверх, в рост. Это позволяло соотнести его не
только с образом языческого умирающего и воскресающего божества, но и Христа.
Традиции встречи Пасхи восходят к языческой весенней земледельческой обрядности.
Для увеличения урожая окрашенные кровью яйца (чтобы они были более «угодны духам») катали по
земле. В некоторых местах России до сих пор делают голубков из выдутого куриного яйца
(древнейшая символика рождения жизни) или плетут их из соломы, которая символизирует
плодородие полей и напоминает лучистое солнце. Плетут также соломенное паникадило
(подсвечник) и, украсив его цветными тряпочками, вешают в красном углу до следующей Пасхи.
Давно известны ярко раскрашенные цветными узорами яйца -
писанки
,
символизирующие весну, солнце, пробуждение природы. Археологи нашли глиняные писанки в
Киевской Руси. Этнографы рассказали об очень архаичных космогонических изображениях на
пасхальных писанках небесных лосих-рожаниц, знаков земли, воды и др.
36 Цит. по: Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. -М.,1990.- С.86.
37 Юдин А.В. Указ.соч. С.132-133.