Стр. 65 - 2

Упрощенная HTML-версия

65
рассылать пироги (а в некоторых губерниях - большие сдобные булки, украшенные сверху изюмом,
- «именинники») родным и близким в качестве приглашения на праздник. Специальный пирог с
изюмом разламывали в разгар торжества над головой именинника и осыпали его начинкой,
приговаривая: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро». Также обязательным на именинах
был пирог с капустой. Пирогом заканчивался и поминальный обед. На большом блюде в окружении
свечей его выносили из дома умершего и раздавали нищим. Самые разные пироги, но чаще всего с
мясной начинкой, пекли на Рождество.
На свадьбе подавали
курник —куполообразный пирог с курицей (символ плодородия).
На следующий день после свадьбы молодая пекла пирог для гостей, по виду которого судили о
домовитости будущей хозяйки.
Ко многим праздникам делали особое
обрядовое печенье.
На Рождество выпекали
фигурки домашних животных, чаще всего коров, овец, свиней, коней, птиц. Называли их по-разному:
колядки, каледушки, овсеньки, козульки, но значение они имели одинаковое -
заклинание
плодовитости.
Такую выпечку дарили родным, друзьям, детям, колядникам, выставляли в оконцах,
скармливали скоту, ими украшали ёлку. На севере был обычай одну фигурку ставить в сенях над
проходом, чтобы животные сами находили дорогу из стада домой и лучше плодились. В крещенские
праздники пекли кресты из кислого теста, иногда в них прятали монетку или пуговку «на счастье».
В арте взрослые и дети встречали весну печёными «жаворонками», их вешали на колья,
нанизывали на вилы и поднимали к небу или просто подбрасывали румяных птичек высоко вверх и
пели зазывные песни - веснянки. В Орловской губернии дети отдавали их матери, говоря: «Как
жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был».
С днём Иоанна Лествичника (30 марта / 12 апреля) связан обычай печь из теста
лестнички для восхождения в будущей жизни на небо.
К синтезу двух мировоззрений привела
ассоциация христианского имени с языческим представлением о пути в загробный мир. Лесенки
пекли и на Вознесение (40-й день по Пасхе), их подбрасывали вместе с варёными яйцами вверх с
приговором, заклинавшим рожь вырасти так же высоко. Иногда при их помощи гадали о посмертной
участи человека.
Перед свадьбой выпекали
шишки, голубков или уточек
- их вручали во время
приглашения гостей как подарок от молодых. Эта символическая выпечка могла олицетворять
стремление
к богатству, щедрости
и должна быть отблагодарена подарком или деньгами.
Атрибутами свадебного, рождественского, новогоднего стола были и «орешки» - символы богатства,
плодородия, хорошего урожая.
Символический смысл имели
подарки в виде пряников различной
формы:
сердце означало признание в любви, колыбельку получали молодые на свадьбе, коня или
петуха дарили мальчикам.
Одно из самых популярных блюд на Руси -
блины.
В старину блин сопутствовал
человеку всю его жизнь - от рождения (роженицу кормили блином) и до самой смерти (обязательная
еда во время поминальных обрядов). Но прежде всего блины - необходимый атрибут Масленицы. С
языческих времён блины являлись
символом солнца
и их коллективное поедание знаменовало
победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях 1Х-Х вв. известны круглые глиняные
сковородки с зубчатыми краями и крестом, знаком солнца, которые, вероятно, служили для выпечки
масленичных блинов35.
35 Рыбаков Б.А.Указ.соч. С.668.