64
На
Васильев день
(1 / 14 января) с утра по специальному ритуалу варили кашу из
гречи. Если она получалась красная, хорошо разваренная - быть семье счастливой. Если же
выходила бледной или вылезала из горшка или, того хуже, горшок трескался, то быть беде.
Накануне Рождества, в Сочельник,
употребляли только овощи, сочиво и взвар.
Сочиво - это та же поминальная кутья с изюмом, маком, орехами. Сладкая приправа означала
сладость благ будущей блаженной жизни. Взвар (узвар) - густой компот из сухофруктов - всегда
был символом рождения. Соединение этих блюд знаменовало рождение и смерть Иисуса Христа во
искупление грехов человеческих. Садово-огородные растения и плоды, как и семечки, считались
символом оплодотворяющего землю дождя.
Распространённым обрядовым блюдом был
хлеб
. Хлеб всегда почитался как
священный продукт, с ним были связаны представления о счастье и благополучии дома. Вот
некоторые приметы:
^ нельзя доедать хлеб за другим - заберёшь его счастье;
та нельзя есть за спиной другого человека - съешь его силу;
та нельзя во время еды давать хлеб со стола собакам - постигнет бедность;
та нельзя оставлять кусок хлеба на столе, будешь худеть - он тебя есть будет или станет
гоняться за тобой на том свете;
та не ломай хлеб руками - жизнь себе поломаешь.
Издревле известно доброе пожелание «хлеб-соль», оно отгоняет злых духов, является
знаком гостеприимства. Хлеб - это выражение милости, соль - любви. Хлеб означает пожелание
богатства и благополучия, соль защищает от враждебных сил. На столе в русском доме постоянно
лежал хлеб, а рядом стояла солонка: гостеприимство и особое положение, которое отводилось столу.
В разных случаях выпекали караваи, пироги, калачи, печенье и другой специальный
хлеб. Традиционный славянский
круглый каравай, испечённый на огне, воплощал солнечную
символику
. В языческие времена каравай был главным атрибутом свадебного обряда. Родительское
благословение молодых хлебом-солью некоторые исследователи считают ранней формой
заключения брака. Неординарная роль свадебного хлеба сохранялась до начала ХХ века. Выпекание
каравая было обусловлено сложным ритуалом, с которого, собственно, и начиналась свадьба,
сопровождалось пением и танцами. Каравайницами выбирались только жёны из счастливых семей.
Каждая приносила с собой муку, яйца, масло - объединение продуктов должно было сильнее
скрепить молодую семью. Тесто не должно быть слишком крутым (иначе жизнь молодых сложится
«круто») или слишком жидким (каравай в печи может лопнуть - жизнь молодых разобьётся). На
нижний корж клали сырые яйца (символ продолжения рода), ягоды, сыр и мёд (символы безбедной
жизни). Сверху каравай украшали голубками (любовь молодых), шишечками (плодородие),
уточками (благополучие). Каравай, испечённый в доме невесты, делили между гостями перед её
отъездом к жениху, а под конец свадьбы раздавали «женихов» хлеб, получая взамен подарки
молодым34. Разновидностью каравая является и украшенный крестом, высокий круглый пасхальный
кулич, он считался защитой от злых духов.
Ни одно гулянье, особенно семейное, не обходилось без
пирогов (от слова «пир»),
считавшихся залогом благополучия семьи и хорошего урожая.
Так, в день именин было принято
34 Обрядовая кулинария. Минск, 1997. С. 513-518.