Стр. 63 - 2

Упрощенная HTML-версия

63
Обращает на себя внимание сходство позиций наших современников и древних предков.
Те и другие диктуют одни и те же обрядовые действия, хотя причины их совершенно разные. Чем
объяснить эти совпадения? Точностью народных наблюдений? Получением информации из космоса
жителями древних цивилизаций? Происхождение традиционных знаний остается для нас загадкой,
но сами знания, несомненно, достойны уважения.
ОБРЯДОВАЯ ЕДА
Языческие гулянья нередко сопровождались общей обрядовой трапезой. В Древней
Руси известны «братчины» - общесельские пиры около церкви или в церковной трапезной во время
некоторых христианских праздников, когда «всем миром» варили пиво, закалывали быка. Например,
петровская братчина была завершением русальского июньского цикла, в древности посвящённого
Дажьбогу. Братчинами являлись и осенние праздники урожая: Спасы 1 / 14 и 6 / 19 августа, Успение
Богородицы 1 5 / 2 8 августа, Рождество Богородицы 8 / 2 1 сентября и соединённое с ним
празднование Рода и рожаниц. Таким образом, приготовление ритуальной пищи становилось
важнейшим элементом подготовки к празднику.
Обычно в праздничном пиршестве соседствовали две тенденции: выставление на стол
как можно большего числа блюд
из всего производимого
и выделение специфики данного дня
особым блюдом.
Наибольшим изобилием еды должен был отличаться Новый год. Считалось, что это
вызовет изобилие в течение всего года и богатый урожай.
Пожалуй, самое распространённое обрядовое кушанье -
каша
. В Древней Руси
«кашей» называли свадебный пир; организовать его - «заварить кашу». Сладкой кашей из пшена с
мёдом угощали родителей и родственников невесты; она символизировала чистоту и невинность
девушки. Молодые часто употребляли только эту еду, её символическое значение сводилось к
продолжению рода.
Кашу варили и при заключении мирного договора. В знак дружбы противники ели её
за одним столом. Но если договор заключить не удавалось, говорили: «С ним каши не сваришь».
Кашу с маслом подавали на родинах и крестинах, а на поминках - с мёдом (кутью). Каша, сваренная
из хлебных зёрен,
олицетворяла непрерывность жизни, была залогом семейного благополучия
(обилие зёрен), а также обозначала связь поколений в семье. По древнему поверью души умерших
вселялись в птиц, поэтому лучшее поминальное угощение для них - кутья (птичья еда).
У русских и белорусов существовал обычай
«бабиной каши».
Её варила бабка-
повитуха и приносила роженице на крестины. В конце обеда горшок с кашей разбивали об угол
стола и она рассыпалась. То, что оставалось в руках, съедали мать и гости, часть уносили с собой для
детей. Если в доме были молодые бездетные женщины, то горшок нужно было разбить так, чтобы
как можно больше содержимого полетело в их сторону. Кроме того, «баба» угощала молодого отца
ложкой недосоленной или пересоленной еды в наказание за родовые муки жены.
У украинцев и белорусов был распространён обычай подношения ритуальной кутьи
крёстным родителям и повивальным бабкам, что многие исследователи связывают с жертвами
душам умерших. Такое же значение имела и раздача оставшейся кутьи нищим. Особой
«мирской
кашей»
кормили нищих в день
Аграфены Купальницы
(23 июня / 6 июля). В этот же день по
определённому обряду девушки готовили «обетную» кашу или кулагу, которую ели по возвращении
из бани или после купанья.