67
Освященное пасхальное яйцо за праздничным столом ели первым, деля его между
всеми участниками трапезы. Яйца дарили друзьям и знакомым, раздавали нищим, с ними связаны
многие поверья (оберег от болезни скотины, от молнии, средство для повышения урожайности
посевов, для тушения пожаров, поиска заблудившихся в лесу домашних животных) и игры (катание
яиц, «битки»). Сегодня красное яйцо является знаком воскресения Христа - символизирует наше
возрождение кровью Христа.
Не менее значима в обрядовой кухне и
курица.
Издавна она
считалась жертвенной
птицей, наделялась магической силой плодородия.
Это делало ее, в частности, одним из главных
компонентов свадебных обрядовых блюд. При отправлении невесты к жениху ей давали жареную
курицу, которой молодые угощались после первой брачной ночи, разрывая птицу руками на куски.
Ритуальной жертвенной пищей были также
свинина и говядина
. Так, русальские
праздники заканчивались ритуальным пиром, к которому кололи быка. На Рождество и Новый год
ели мясо свиньи, которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. В
центральной полосе России в Васильев день (1 / 14 января; Василий, архиепископ Кесарии -
покровитель свиней) кололи «кесаретских» поросят. Перед употреблением зажаренного мяса
старший в семье трижды поднимал блюдо с целым поросенком, приговаривая: «Чтобы свиночки
поросились, овечки ягнились, коровушки телились» (жертва и моление за скотину). После трапезы
хозяин вызывал смельчака отнести кости в свиную закутку. Носить нужно по одной косточке, а там
сидели черти и могли захлопнуть дверь и бить по голове костями, требуя назад поросенка
(противостояние нечистой силе).
Интересно, что церковь вела борьбу с ритуальным мясоедением: в XI в. был удлинен
петровский пост, приходившийся на русальский месяц июнь, в XII в. насаждался запрет на мясо в
том случае, если крупный господский праздник приходился на постные дни, на среду или пятницу.
Эти запреты были восприняты почитателями древних обычаев как грубое вторжение в привычные
устои жизни. Конфликт тогда закончился победой старой языческой традиции.
Еще одно интересное ритуальное угощение, появившееся в христианское время, —
творожная пасха
, приготовляемая в специальной форме в виде усеченного конуса, имитирующего
Голгофу. Стенки ее украшались крестами и буквами ХВ. Это блюдо подчеркивало идею
искупительной смерти Христа, скорби и страданий.
Таким образом, обрядовая пища являлась очень важным, обязательным атрибутом
семейных и общественных календарных праздников. Цель ее использования: умилостивить богов и
духов, таинственные силы природы, чтобы они способствовали благополучию семьи, богатому
урожаю и приплоду скота. Можно отметить и ряд воспитательных моментов, особенно для детей:
приучение к самодисциплине, терпению, выдержке, вниманию к присутствующим, укрепление
гуманизма, доброжелательности, уважения к старшим.
Народные обряды и обычаи не остались просто фактом истории, имеющим отношение
лишь к своему времени. Каждый праздник, несмотря на разнообразие составлявших его элементов,
воспринимался как нечто единое и цельное, подчинённое конкретной задаче. Обряды вобрали в себя
народную мудрость и талант. Они помогали людям жить и питали художественное творчество,
сохраняли опыт многих поколений, связывали настоящее и прошлое, вселяли уверенность в
будущем. Видимо поэтому мы и сегодня чтим многие традиции как источник силы национального
духа и любви к своей родине.