57
По мнению А.В.Юдина,
в традиционной свадьбе
выявлялись два основных признака,
тесно связанных между собой:
диалогичность и переходный характер.
Диалог вели род жениха и
род невесты, чуждые пока друг другу, но стремившиеся породниться. В обряде постоянно
сталкивались оппозиции:
свой-чужой, близкий-далекий, доля-недоля, жизнь-смерть. Замужество
ритуально осмысливалось как смерть: плач невесты, сборы в долгий путь, в чужую сторонушку, мир
иной. Одновременно оно отмечало переход из юношества в полноправную зрелость (величание
молодых по отчеству, именование князем и княгинею).
Во время празднества между домами жениха и невесты происходили
постоянные
перемещения
: при сватовстве, «глядении» невестиной родней хозяйства жениха, рукобитье и самой
свадьбе. Ритуально это пространство воспринималось как путь из мира в антимир, каждый из
которых имел свой центр (красный угол, печь) и серию кругов (дом, двор, деревня, поле). Путь от
одного дома к другому состоял в последовательном пересечении границ этих кругов (двери, ворота,
околица). При этом все, что оказывалось впереди, даже порог своего дома, воспринималось как
«чужое» и для его преодоления и превращения в «свое» требовались специальные обряды. Самым
последним рубежом был стол, через него сватами совершалось рукобитие - окончательное снятие
исходного противостояния. При всех предсвадебных передвижениях пути туда и обратно не должны
совпадать, так же как нельзя вернуться той же дорогой из мира иного. По древним представлениям,
вход в мир иной охраняли привратники и чтобы пройти туда, надо было заплатить им выкуп.
Отсюда пошел обычай преграждать дорогу свадебному поезду, требуя плату вином, деньгами и проч.
Помешать свадьбе могла и нечистая сила, и колдуны. От них защищали обереги
(иголка в подоле, кропление святой водой, молитвы, обвязывание молодых рыболовной сетью и т.д.)
и другие магические средства (шум, стрельба, «опахивание» веником круга вокруг поезда,
покрывание головы молодых, запрет произносить их имена и т.д.). Колдунов, чтобы не обиделись и
не навредили, приглашали на свадьбу, а от колдовства охранялись заговорами.
Окончательный
переход невесты в дом мужа и превращение ее в «свою» закреплялся переплетением кос по-женски и
ритуальным обходом молодой вокруг печи в этом доме31. Таким образом, окружавший свадьбу мир
был наполнен сложной знаковостью, где особым значением наделялась каждая мелочь,
несущественная в обычной жизни.
Наряду с традиционными представлениями о мироустройстве в свадебном обряде
можно увидеть следы древнего быта славян28' Иногда эти две особенности накладываются друг на
друга и тогда возникает многовариантность в понимании традиции. Так, первоначальной формой
заключения брака было
умыкание девиц
из чужого рода или села во время игрищ. Заранее
условившись с невестой, жених похищал ее после гуляний, увозил на сутки в лес, объезжал с ней
трижды вокруг заветного дерева или озера, после чего она считалась его законной женой. Этот
обычай отразился в ряде более поздних свадебных обрядов:
о появление сватов в виде путешественников, странников;
о появление сватов поздно вечером, в полночь;
о разговоры о том, как князь увидел на охоте лисичку (куничку) и начал ее преследовать;
о устройство перед домом невесты искусственных преград (защита от жениха-хищника;
о выстрелы во время сватовства и свадьбы;
о хоругви, знамя, шест с лентами (знак победы);
31 Юдин А.В. Указ.соч. С. 166-169.
28 См.: Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.