56
горок обвязанные соломой и подожжённые колёса. Защищающие от враждебных сил костры
разводили и на Благовещенье (25 марта / 7 апреля). Через них скакали, дымом окуривали одежду.
Всю ночь накануне горели огни и в избах, чтобы лучше уродился лён, в противном случае его
выжжет молния. Так как Благовещение считалось неблагоприятным днём (возможны ссоры,
скандалы, сглаз, наговоры и проч.), то эти меры предохраняли от злого магического воздействия.
Итак, основу календарных праздников составляют языческие и христианские традиции
при явном доминировании первых. В народных обычаях они, как правило, настолько тесно
переплетены, что бывает трудно выделить их первоначальный смысл. Это замечание относится не
только к сельскохозяйственным, но и к семейным обрядам.
СЕМЕЙНЫЕ ОБРЯДЫ
Согласно традиционному мышлению,
критические точки
есть
в жизни
не только
природы, но и
человека,
основные из них:
рождение, свадьба и смерть.
Ритуалы, посвященные
этим событиям, способствовали переходу личности из одного социального состояния в другое. Они
достаточно специфичны, но имеют и некоторые общие черты.
Во всех случаях: и с младенцем, и с невестой, и с покойником, совершался
обряд
омовения,
смысл которого в том, чтобы «смыть» прежнее состояние (нерожденности, девичества,
жизни). Нечистыми представлялись роженица и новорожденный: рождение, во-первых, считалось
высшим проявлением женского начала, связанного с нижним, негативным, а, во-вторых, переводило
ребенка из невидимого в видимое, из представителя иного мира в живого человека. Очищение
невесты связано с превращением ее из «своей» в «чужую» для родительского дома и, наоборот, из
«чужой» в «свою» для дома жениха (идея смерти и возрождения). Нечистым считался и покойник,
уходивший в мир иной. Омовение, наряду с другими действиями, нейтрализовало исходившую от
него смертоносную силу и одновременно облегчало ему переход в царство мертвых.
Сходство проявляется и в том, что совершавшиеся
в родильной и погребальной
обрядности действия аналогичны по назначению и синхронны,
хотя предполагали
противоположный эффект и порядок. В свадьбе же реализовались представления и о рождении, и о
смерти.
Обряды принятия новорожденного в семью или общину (проведывание роженицы
сельчанами, выбор кумовьев, ритуальный обед-родины, крещение, крестины, первая стрижка
ребенка) и поминальные обряды (прощание, похороны, поминки после похорон, а также на 9-й, 40-й
день и в годовщину) продолжались в течение года. Со сроками поминания покойного перекликаются
омовение роженицы и повитухи на третий день и очистительная молитва родившей через 40 дней,
после которой ей вновь разрешалось посещение церкви.
Свадебный и похоронный обряды сближало, например,
сходство причитаний
,
включение элементов одного ритуала в другой: плач невесты-сироты, как бы приобщавший умерших
родителей к участию в свадьбе, или, наоборот, похороны «невесты» (незамужней девушки), которые
содержали черты свадебных действий, поскольку все критические точки жизни должны были быть
пройдены по порядку.
Праздники имели и свои существенные отличия. Рождение отмечалось спокойно,
сдержанно, главным было помочь женщине в родах, очистить ее и младенца, принять нового члена в
общину. Свадьба - кульминация жизни, напротив, была масштабным, шумным событием с очень
сложным ритуалом и глубоким смыслом. Значительным и глубокомысленным являлось и
погребение, требовавшее точного выполнения установленных правил во избежание опасности,
исходившей от покойника. Остановимся подробнее на свадебном и погребальном обрядах.