Стр. 55 - 2

Упрощенная HTML-версия

55
накануне Рождества. В ХХ столетии Дед Мороз воспринимался уже как воплощение щедрости и
доброты. Снегурочка - олицетворение молодости, радости и веселья, юная дочь весны.
Почитание деревьев
издревле было свойственно всем народам. На Руси культовым
деревом была
берёза
- символ девичества, дух-покровитель сообщества. Как главный образ она
присутствовала во многих девичьих обрядах, на Троицу. С её помощью «кумились», ветками
наряжали дома, из неё плели венки. Венок служил залогом бессмертия, знаком любви и супружеских
уз. Наши предки верили, что украшая всё кругом зеленью и цветами, можно ускорить созревание
хлебов.
Верба
, расцветающая первой, стала знаком наступающей весны, деревом жизни, наделённым
особой целебной силой. Она - героиня вербного предпасхального воскресенья. В фольклоре она
приобретала черты Мирового дерева, как и береза, и сосна. Символом космического Мирового
дерева был и ледяной столб, который устанавливали на Масленицу.
Рябина
способна защитить от
всякой ночной нечисти. Она неподвластна подземным силам. Ярко-красный цвет ягод - цвет Солнца,
победителя ночи.
А
осина
- проклятое дерево, место постоянного обитания злых духов. Его
нельзя было вносить в дом, прятаться под ним во время грозы, но именно осиновым колом можно
было навеки пригвоздить к земле упыря.
Большая роль растительному миру отводилась
в купальской обрядовости.
Со дня
Аграфены Купальницы (23 июня / 6 июля) начинали активный
сбор трав и кореньев
для лечения и
ворожбы. В ночь на Ивана Купалу, ночь ведьм, колдунов и всякой нежити, разговаривали между
собой животные, деревья и даже травы, которые в тот момент наполнялись чудодейственной силой.
Но чтобы они не утратили своего магического воздействия, неотделяемого древним человеком от
физического, необходимо было строго соблюдать правила сбора трав и необходимые ритуалы.
Тогда, если повезёт, можно найти даже таинственный
«перунов цвет»
- огненный цветок
папоротника, сорвав который овладеешь тайными знаниями и сможешь видеть зарытые под землёй
клады. Это возможно только в данную ночь, когда нечисть приоткрывает спрятанные сокровища и
они вспыхивают блуждающими огоньками на болотах и лесных пнях.
Важнейший символ купальских обрядов - двуцветный цветок
иван-да-марья,
означавший два противоборствующих начала: мужское и женское, огонь и воду, высшее и низшее,
жизнь и смерть, крепко связанных друг с другом. Иван обозначен жёлтым цветом - это Иван Купала,
воплощение силы Солнца, небесного огня. Марья (синий цвет) - образ древнего духа смерти,
болезней, водной стихии Мары (Марены). По фольклорным текстам, это родные брат и сестра,
вступившие в кровосмесительную связь. С близнечной парой Иван-Марья была связана магия любви
и плодородия, а также целебных сил.
Довольно сильно в купальских праздниках выражено
магическое значение воды.
Массовые купания в источниках (или в бане) были почти обязательными, иногда - нагишом, чтобы в
течение лета чувствовать себя в воде безопасно. Для здоровья умывались утренней росой (с этой же
целью катались по росе в Егорьев день - 23 апреля / 6 мая. В конце зимних святок на Крещение
многие окунались в прорубь, называемую Иорданью (в честь реки, в которой крестился Иисус),
смывая таким образом с себя грехи и болезни. Купание вообще осмыслялось как возвращение к
изначальной чистоте.
Купанием и обливанием сопровождался обряд вызова дождя, согласно
языческим представлениям о связи влаги земной и небесной. Заклинание дождя, а значит,
обеспечение плодородия возможно было и с помощью ритуальных поцелуев. Это отмечено в
масленичных обрядах, восходящих, вероятно, к представлениям о совокуплении неба (мужское
начало) и земли (женское), в результате чего возникает дождь, оплодотворяющий почву. Воду
активно использовали для гаданий, так как её зеркальность - отражение иного мира, реки-дороги в
потусторонний мир.
Очистительную силу имел и огонь,
поэтому на Купалу жгли костры (символ Солнца)
и прыгали через них, переносили немощных стариков и маленьких детей. Удачный совместный
прыжок девушки и парня предвещал им счастье. Солнечная символика отражена в обычае пускать с