54
вечером во дворе зажигали большой костёр из соломы или навоза. Огонь считался местом
притяжения душ, символизировал неразрывную связь двух миров. Души покойников собирались
вокруг костра греться, а живые здесь же в глубоком молчании молились за них.
Характерная форма общения двух миров -
гадания.
В них проявлялось желание людей
войти в контакт с потусторонними силами с целью узнать о своём будущем. Гадали, главным
образом, на
зимние и летние святки
, когда активизировались эти силы. Причём явно более
значимым был зимний период:
от Рождества до Крещения
-
время наибольшей
неопределённости
в борьбе Хаоса и Космоса. С Сочельника до Нового Года, включая его первый
день, интересовались будущим урожаем, а от Новогодней ночи до Крещения - замужеством. Срок
исполнения считался разным: рождественские предсказания должны были сбыться в начале лета,
новогодние - в середине, а крещенские - к окончанию. Известны и
осенние девичьи гадания
о
суженых вечером под Катерину (24 ноября / 7 декабря) и под Андрея (30 ноября /1 3 декабря).
Способов совершения этого обряда было множество: в доме и на улице, в одиночку и группами,
некоторые сопровождались пением-заклинанием (подблюдными песнями), многие выполнялись как
праздничные развлечения, а другие считались страшными, как например, гадания на зеркалах
(зеркало - граница между мирами). Нередко условием успешной ворожбы выдвигалось создание
обстановки, напоминающей загробный мир: темнота, свеча, тишина, одиночество, нагота или
свободная рубашка без пояса, распущенные волосы, отсутствие крестиков, колец, браслетов и других
атрибутов «белого света».
Простейшей формой гадания можно считать «суеверные»
бытовые приметы,
например: «разбить зеркало - значит, потерять душу» (чтобы исправить положение, нужно собрать
осколки в коробочку и окропить их кровью из своего указательного пальца); «вернуться домой за
забытым предметом - не иметь удачи» (надо посмотреть в зеркало прежде, чем снова уйти, а по
другой рекомендации даже высунуть язык или состроить рожу, чтобы отпугнуть злых духов,
прячущихся за зеркалом). Русские люди всегда были очень суеверными. Возрождение этого
пережитка сегодня психологи связывают со стремлением к определённости и уверенности в
нынешнюю эпоху перемен. Эта временная слабость будет исчезать по мере привыкания к свободе
личности и к необходимости больше полагаться на самих себя.
Магия благополучия отражена в
обычае украшать ёлку.
Его связывают с поверьем
древнегерманских племён о том, что духи скрываются в вечнозелёных елях и чтобы их
умилостивить, надо сделать им подношения. Видимо с тех пор сохранилась у немцев и перешла к
русским и символика ёлочного наряда: коровы, козы, барашки развешивались в память о новогодней
жертве духам подземного мира, чтобы избежать голода и бедствий. Фрукты на ёлке - напоминание
природе о том, что она должна позаботиться о людях в предстоящем году, осыпать их плодами, а
конфеты - пожелание сладкой жизни. Но если конфеты, печенье, яблоки положены под ёлку - это в
память о предках. Ёлочные свечи, гирлянды (особенно много их должно быть на Рождественской
ёлке) призваны поддержать солнце, чтобы оно совсем не погасло в критические зимние дни.
Рождественские же свечи на столе означали семейный очаг.
В России вечнозелёная ель (сосна) стала восприниматься как символ жизни, мира и
счастья лишь в Новое время. В древности она считалась деревом смерти, её ветками устилали путь
похоронной процессии. В некоторых славянских регионах к Новогоднему празднику выращивали в
кадках цветущие вишни и украшали их свечами.
Дед Мороз и Снегурочка
у ёлки, как уже отмечалось, появились тоже довольно поздно,
в конце XIX века, хотя как фольклорные персонажи были известны давно. Мифологический Мороз,
Морозко, Студенец - повелитель зимних холодов, неказистый вредный старик с длинной седой
бородой, который стуком палки вызывал трескучие морозы. Со временем он превратился в богатыря
кузнеца, сковывавшего реки. У славян существовал специальный ритуал задабривания Деда Мороза