53
языческий огонь. Одновременно жгли хвойные ветки в домах для очищения жилища и прыгали через
этот костерок, на восходе солнца обливались водой (очищение), дети бегали вокруг двора с
колокольцами (защита скотины от нечисти), кормили домового цыплёнком (возможно, это связано с
тем, что курица помогала душе пройти путь на тот свет), прокапчивали «четверговой свечой» три
креста на косяке входной двери (защита дома).
2.
Радуница,
проводимая
через 12 дней после «великого четверга»,
в начале аграрного
цикла работ. На погосте устраивали поминальную тризну с плачем и причитаниями, христосовались
с умершими, просили их об охране дома и двора, зарывали в могилы и катали по ним крашеные яйца
и поливали брагой (кормление земли, заклинание урожая). К этому же дню были приурочены
«вьюницы» (обряд поздравления молодожёнов) - предки должны были освятить новую семью и
покровительствовать ей.
3.
Фёдоров день (20 апреля / 3 мая)
- когда, по поверью, покойники тосковали по
земле, отмечался посещением кладбища, причитанием и зазыванием мёртвых родителей. Особо
выделялась
поминальная суббота перед Троицей
, на «зелёные святки» (семиковая неделя) в самый
разгар весенних молений о росте и благополучии взошедшего хлеба. Выглядел этот обряд довольно
странно, поскольку плач и «великий вопль» по умершим сменялся буйной тризной с «бесовскими
играми» специально приглашаемых скоморохов и общими плясками, пением, а иногда и драками. Во
многих местах поминовение сопровождалось продажей дудок и свистков, громким криком и
свистом.
Б.А. Рыбаков объясняет это своеобразное сочетание плача и плясок стремлением
29
противопоставить мертвенному началу начало жизнеутверждающее . Однако более подходящим
видится толкование А.В. Юдина и Л.Н. Виноградовой, которые отмечают, что на Семик приходился
праздник поминовения заложных (нечистых) покойников - детей и молодых людей, не вступивших в
брак. Их души могли возвращаться на землю в весенне-летний период, признаком чего было
расцветание цветов (старики, «родители», умершие своей смертью, приходили на землю в осенне
зимнее время). В эти дни особенно шалили русалки - души заложных покойниц, враждебных
живому человеку. Поэтому в Семик совершались обряды,
чтобы защититься от этих духов
(магический шум на поминках) и даже избавиться от них (обряды «похорон русалки», «проводы
русалки»)30.
4.
«Дмитровская (родительская) суббота» (26 октября / 8 ноября)
и
вся
предшествовавшая Дмитровская неделя.
Поминовение проходило как дома, так и на кладбище и
вновь завершалось разгулом. Оно было связано с окончанием обмолота урожая и всех мужских и
женских сельскохозяйственных работ. Богатое угощение из 12 зерновых и мясных блюд служило
знаком благодарности предкам за дарованные ими блага.
Как видно, моления были семейными и общественными, что говорит об их связи с
проблемами как одного дома, так и всего селения. Встречающееся в обрядах число 12, видимо,
свидетельствует об экстраполяции поминаний на все 12 месяцев года. Внимание к умершим
проявлялось не только в поминальные дни, но и в другие праздники.
В Сочельник,
например,
29 Там же. С. 118.
Юдин А.В. Русская народная духовная культура. С. 149-150.
30