Стр. 58 - 2

Упрощенная HTML-версия

58
о запирание ворот во дворе невесты перед сватами или женихом;
о борьба перед воротами невесты;
о обыкновение прятать невесту;
о вооружение брата невесты или подруги саблей, палкой, плетью;
о враждебное отношение между гостями жениха и невесты (состязание в песнях);
о отправление молодой в дом мужа поздно вечером;
о внесение молодой на руках в дом;
о символическое бегство молодой, освобождение от мужа;
о притворное рвание косы молодой (отрезанная коса - символ потери девственности,
насильственного захвата);
о вооруженное оберегание молодых в первую брачную ночь.
Затем
похищение сменилось куплею
- платой родне невесты. Отсюда невеста
называлась «рядом» (ряд - договор), «товаром», а жених - «ряженым», «купцом». После свершения
договора стороны били по рукам (рукобитие, обручение). Напоминание об этом:
• сватовская формула «у вас товар, у нас купец»;
• пропой невесты парнями-соседями;
• продажа косы;
• осмотр невесты;
• выкуп места около невесты или ее сундука;
• рукобитье сватов после сговора (рукой завёрнутойт полой - к богатству, а голой рукой
к бедной жизни);
• соединение рук брачующихся (передача девушки во власть мужчины);
• битьё невесты плеткой, прутом;
заплетение и подстригание косы невесты (символподчинения
мужу);
жених наступает на правую ногу невесте;
разувание мужа, целование ног.
Еще одна форма -
договорный брак,
который заключался по воле родителей или
взаимному уговору молодых. Его отголоски:
® обрядовое спрашивание жениха и невесты их родителями или сватами о согласии
на вступление в брак;
® спрашивание сватом у невесты позволения ввести жениха в избу;
® осмотр дома жениха родителями невесты («смотреть колушки»);
® нахождение у порога родни жениха во время сговора и прислуживание
родственникам невесты;
® высказывание родителями молодой намерения взять ее обратно в случае дурной
жизни в доме мужа;
® дарение невестой сорочки жениху.
Нам известны языческие представления о браке неба и земли: солнечные лучи и дождь
оплодотворяют землю, которая дает плоды. Славяне верили и в супружеские отношения месяца и
солнца. Месяц сначала являлся мужским началом, а затем, с развитием земледелия, уступил
первенство солнцу, перейдя на женскую роль. Распространено также верование в бракосочетание
месяца и вечерней звезды.
Небесный брак стал освещающим первообразом брака земного,
о чем
свидетельствуют следующие черты: