Стр. 50 - 2

Упрощенная HTML-версия

50
установления близкодружественных связей. Русалки приходили весной и орошали дождем
хлебородные нивы, но в период отрицания язычества их стали воспринимать как души заложных
(нечистых) покойниц, которых старались скорее проводить обратно, в их мир, до следующего лета.
Ярило, Купала - божества мужской силы, весенней ярости, функции которых заканчивались с
прорастанием зерна и всходами и т.д.
Интересно, что
летом
чучело топили или хоронили, то есть отправляли в нижний мир,
что соответствовало
движению природы «вниз»
к осени, после прохождения летнего
солнцестояния.
Зимние сожжения
символизировали
движение вверх
, и это связано с зимним
солнцестоянием, стремлением преодолеть смерть. С разрушением старых сил природы и встречей
весны связаны также обряды взятия снежной крепости, сжигания ледяной горки, на которой
разводили костры - знаки солнца, под чьими лучами тают снежные покровы.
Иногда мифологических персонажей не уничтожали, а поклонялись им. Так,
соломенной куклой (стригушкой) встречали невесту и жениха. Она же -
домашняя Масленица,
символ крепкого достатка и здорового потомства молодой семьи, домашняя берегиня. Её также
выставляли в окнах и дворах в тот день Масленицы, когда молодые приходили к тёще на блины.
Отсюда, видимо, пошёл обычай дарить куклу на свадьбу.
На святки язычники устраивали
торжественные ритуалы, чтобы умилостивить
небесных дев-нимф,
повелевавших туманами,
облаками, снегами. Люди представляли их дородными красавицами и воплощали в образе снежных
баб.
Традиционным обрядом плодородия и богатства был
ритуальный обход дворов
на
святки, Масленицу, Пасху, Семик, Коляду. Ходоки обычно являлись знаком того, что данный период
воспринимался как критический, когда Хаос вторгался в размеренную жизнь (ср.: святочные
бесчинства, масленичный разгул). Обходящие осмысливались как тени предков или как
представители хаотических сил, иного мира, которые способны навредить или принести
благополучие, если их соответствующим образом одарить. Интересный обряд связан с Рождеством:
ради большего приплода ягнят первого пришедшего колядующего сажали на шубу из овчины.
Сидевший пришелец воспроизводил собой Велеса - хозяина подземного мира. Как покровитель
скота он мог обеспечить приплод.
Характерным элементом святочных и масленичных гуляний было
ряжение.
По
мнению исследователя В.А. Мироноа,
истоком
святочных обрядов является
культ «скотьего
бога» Велеса,
выражавшийся в обращённых к нему заклинаний-просьб о даровании плодовитости и
благополучия домашнему скоту. Ритуальным одеянием древних жрецов Велеса были звериные
маски. Впоследствии в эти моления включили просьбы о будущем урожае, о плодовитости женщин,
а маски превратились в карнавальные атрибуты .
Среди традиционных персонажей - звериные и птичьи маски: конь, бык, медведь, коза,
курица, журавль, а так же старик и старуха, цыгане и др. Распространённым было переодевание
мужчин в женские одежды и наоборот. Одевали вывернутые наизнанку меховые вещи, разодранное
грязное рубище, на голову привязывали кудели шерсти, лица чернили сажей, на шею привязывали
коровьи колокольчики. Всё это являлось атрибутами «антимира», мира Хаоса. Так, цыгане, с точки
зрения русского крестьянина, - чужаки, живущие по неправильным законам: не пашут, кочуют,
26 См.: Миловский А. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках. М., 1987.