Стр. 51 - 2

Упрощенная HTML-версия

51
воруют. Всадник мог символизировать Громовержца, медведь - ипостась его противника Велеса,
козёл - также один из атрибутов Громовержца.
Чаще всего образ козы связывался с магией плодородия: «Где коза ходит, там жито
родит», - утверждает обрядовая песня. Но иногда значение её как бы раздваивается: умирающая коза
- воплощение замирающей зимой природы, а воскресшая коза - природа, пробуждающаяся к новой
жизни. Видимо, к более позднему времени относится ассоциация козы с чертями, которые чаще
всего появляются в её образе.
Туда, где имитируется зло, настоящее зло не придёт.
Таким
образом, обрядовое хождение с козой должно было обеспечить хороший урожай и предохранить от
всякой нечисти.
Медведь мог выступать и в роли зверя богини весны Лады. В связи с чем непременная
маска этого персонажа на масленичном карнавале олицетворяла наступление весны - время
пробуждения от зимней спячки. Тему весны дополнял образ коня, принимавший участие в движении
солнца. Маска быка - отражение культа ярой жизненной силы. Присутствие образа курицы связано с
тем, что она наделялась магической силой плодородия. “Божьей птицей” называли журавля -
вестника пробуждения природы.
В целом ряжение имело глубокий знаковый смысл. Переодетые -
агенты
«антимира», ставили себя вне принятых правил поведения,
демонстрировали «антиповедение»,
хулиганили, глумились над всеми,
пока от них не откупались и не выгоняли, как и положено
поступать с нечистью:
это служило магической
защитой от возможных реальных нашествий.
«Антимир», замечает А.Юдин, освящён языческой святостью, которая связана со смертью и
возрождением, ростом, плодородием. Это нисхождение, за которым следует восхождение,
прирастание блага27.
Идея «антимира» присутствовала во многих обрядах.
Так, в предпасхальный
«чистый четверг» мужики для оберегания полей и огородов от кротов верхом на кочерге
(антилошади) трижды объезжали их со специальными приговорами, очерчивая магический круг -
защиту от подземных сил. А девушки в этот же день для охраны скота объезжали дом с постройками,
сидя на помеле, распустив волосы и в одной рубашке, имитируя таким образом принадлежность к
антимиру.
От визитов ходячих покойников и нечистой силы охраняла перевёрнутая посуда,
которая в данной ситуации лишалась своего обычного значения и наделялась антизначением. Из
антиматериала (противопоставленного обычным хозяйственным материалам, например, дереву, из
которого вырезали идолов) - соломы, лыка - делали ритуальные чучела. С антиповедением связаны
ритуальные шум, смех и сквернословие как обереги от нечистой силы, а брань, к тому же, была
проявлением сексуальной магии.
Мы видим, что для перечисленных обрядов характерно выворачивание наизнанку
обычного мира, замена полюсов бинарных оппозиций модели мира: верхнее менялось с нижним
(например, обыгрывание половой сферы в непристойных выражениях и действиях), мужское с
женским, умное с глупым, одежда с наготой или лохмотьями и т.д. В целом, «серьёзный», свой,
упорядоченный мир менялся на «смеховой», чужой, хаотический.
Имитация «антимира», а затем
разрушение его означало преодоление Хаоса и восстановление порядка.
97
27 Юдин А.В. Указ соч. С. 259.