48
23
действительность Запада, а ситуации из романов . На рубеже XVIII —XIX вв., например, в быт
проникли такие нормы «европейского» поведения (на самом деле - типичные романтические
сюжеты), как нарушение родительской воли и похищение невесты. Интересно, что «умыкание
девиц» - архаичная языческая форма брака у восточных славян, неожиданным образом
«возродившаяся» через тысячелетие.
Таким образом, Новое время значительно поколебало древние устои. Отход от
традиционных ценностей продолжался и в ХХ в. Но история не смогла стереть окончательно из
памяти народа традиции, унаследованные от наших далеких предков. С помощью ученых
попытаемся выделить в народных обрядах их языческую первооснову и более поздние наслоения.
АГРАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Традиционная славянская культура была земледельческой по характеру. Весь уклад
жизни оказывался связан с природными ритмами и хозяйственными работами. Поэтому
главным
стержнем языческого культа являлась аграрная магия.
Всё оформление аграрных праздников представляется как бы осуществлением
договора
человека с силами природы в рамках идеи космической взаимности
: Природным божествам и
духам приносят жертву, чтобы добиться их расположения и соучастия в труде, а после с ними
делятся собранным урожаем. Жертвы и дары содержали общий смысл: реализация принципа «даю
тебе, чтобы ты дал мне», а также принципа взаимного доброжелательства. Целью жертвы являлось
получение благ и предотвращение бед, причём жертвоприношение тесно связано с просьбой
(мольбой, молитвой). В качестве даров использовали мёд, мучные изделия, каши, зерно, яйца, вино,
фрукты, ткани, предметы быта.
Кроме того, в праздниках годового цикла неизменно присутствовал эротический фон,
ярче выраженный в майско-июньский период. В этом проявлялась забота общины о
самовоспроизводстве. Другими словами,
через эротические мотивы язычники воплощали идею
утверждения жизни, вечного воспроизводства.
Смысл аграрных праздников и обрядов
заключался в том, чтобы спасти мир от смерти, обеспечить обильный урожай, благополучие и
продление рода человеческого.
Из очень сложной системы народных праздников можно выделить основные циклы:
♦♦♦
Зимние святки
- русалии (24 декабря - 6 января): двенадцатидневный заклинательный
комплекс, подводивший итоги прошедшего и определявший судьбу предстоящего года. В
этот период встречаются элементы почти всех обрядов, которые предстоит выполнить в
течение года.
♦
Встреча весны и начало полевых работ
(9 марта - 2 мая).
♦♦♦
Главные праздники - Масленица, Пасха:
отражают культ солнца, пробуждение природы.
♦
«Зелёные святки»
- купальские русалии, семицкая неделя - (Семик, Троица - Иван
Купала 24 июня): кульминационная точка языческих гуляний, отличавшихся значительной
массовостью. Явно выражен культ воды, растительности, плодородия и плодовитости.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. -СПб., 1994.- С. 103 - 122.
23