4
Возрождение - эпоха формирования буржуазных отношений. Это время, когда в европейских
городах возвышается слой купцов и хозяев мануфактур, использующих наемный труд. Это время,
когда европейцы начинают осваивать земли на других континентах, и наряду с купцами в дальние
страны на поиски удачи устремляются кондотьеры. Это время развития городского самоуправления,
когда городской люд бросает вызов своим бывшим опекунам-сеньорам.
На этом историческом фоне, естественно,
смещаются акценты в соотношении
культа и культуры в пользу последней.
И главное - изменяется представление о том, что должно
формировать достойного человека.
Возвышение человека теперь оказывается не столько
следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида.
Человек
приходит в этот мир, доказывают гуманисты эпохи Возрождения, в качестве творца, возможности
которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего. «Я не сделал тебя ни небесным, ни
земным, - обращается Бог к Адаму в «Речи о достоинстве человека», написанной Пико делла
Мирандолой, - ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер,
сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».
Оставаясь христианами, идеологи Возрождения не прочь бросить вызов Всевышнему.
Богоборческие мотивы явно и неявно представлены в их творчестве. Так, Альберти, известный
теоретик Возрождения в области изобразительных искусств и зодчества, позволял себе заявлять, что
Бог сотворил мир сущего, но искусство воплощает должное. Для того чтобы на этом основании
сделать вывод о преимуществах художника перед Создателем, больших усилий не нужно.
Соответственно в эпоху Возрождения изменилось и отношение к античной культуре. В
философии и искусстве этой эпохи стали видеть основу формирования и проявления человеческих
талантов. Философские диспуты по проблемам античной культуры деятели Возрождения ведут на
греческом языке и латыни, подражая древним не только в манерах, но и в одеяниях. Тем не менее,
посвящая трактаты человеку, мыслители Возрождения не анализируют всерьез его способностей.
Восхваляя человеческие таланты, они
не дают ясного ответа на вопрос, за счет чего прирастают
и совершенствуются творческие способности человека
и где граница между врожденным и
приобретенным в человеке.
Несмотря на возвращение к античному антропоцентризму, на утверждение
представления о культурном плюрализме, наука о культуре так и осталась невостребованной. Весь
универсум явлений анализировался через понятие «природы»
.
Культура в этом контексте
считалась лишь имитацией природы.
Поэтому, зачем изучать копию, когда есть оригинал.
В конце XV века появилась некоторое разочарование в идеале природы. Результатом
этого разочарования стал
маньеризм, деформирующий естественные пропорции в пользу
субъективности духовного взора.
Для маньеризма было характерно ощущение неполноценности
природы и незаменимости человека. Казалось, все это могло способствовать рождению
культурологии как науки, но маньеризм был сметен с магистрального пути развития культуры
Реформацией.
Реформация предполагала
поглощение культурной сферы религиозной.
Более того,
такой важный компонент культуры, как
выражение воли в символе, был признан грехом
идолопоклонства
. Как известно, протестантизм - дитя реформации - не одобряет художественных
изображений даже на религиозную тему.
XVII век с его
парадигмой
1
универсального Разума
так же был мало склонен к
пониманию специфики культуры как особой области знания. Это было время торжества
1 Парадигма - общепринятая модель доминантных ценностей конкретной культурно-исторической эпохи.