5
рационализма и естественных наук.
Мир культурных реалий был лишь случайным разнообразием,
легко редуцируемым к первичным рациональным (собственно, математическим и
естественнонаучным) моделям.
В XVIII веке ситуация кардинально изменилась. Возникновение принципа историзма,
культурного релятивизма и плюрализма, интерес
к индивидуальности и её творчеству, к
эстетическому, и бессознательному, внимание к экономическому и социальному субстрату истории,
востоковедению и сравнительной лингвистки, антропологии и педагогики, успехи археологии - всё
это создает предпосылки для рождения нового видения связи человека и природы, другими словами,
науки о культуре.
В первую очередь отметим роль немецких просветителей. Дело в том, что до них слово
«культура» употреблялось только в словосочетаниях, обозначающих функцию чего-то. Например,
«cultura juris» -выработка правил поведения, «cultura litteratura» - совершенствование письменности,
«cultura linguae» - совершенствование языка и т.п. В противоположность этому немецкие
просветители, в частности
Иоганн Готфрид Гердер
(1744-1803), ведут разговор
о культуре вообще
или о культуре как таковой.
Гердер исходил из понимания природного универсума как
прогресса
организмов от неорганической материи через мир растений и животных к человеку и в будущем - к
сверхчувственной «мировой душе». При этом он утверждал, что именно
культура является
основной сплачивающей силой общества, ведущей к грядущему идеалу —мировой душе.
Кроме
того, большое значение, по Гердеру, имеет язык народа, так как это внутренняя сущность культуры.
От Вико до Канта длится период отмежевания, отделения культурологии от философии
и истории.
Джамбаттиста Вико
(1668 — 1744), итальянский ученый и философ, создает
«Новую
науку»
-
первую культурологию,
изображающую
«идеальную историю»
как смену культурных
циклов, в ходе которой осуществляется
самопознание и самосознание человека
. Джамбаттиста
Вико утверждает, что все народы проходят одинаковые стадии развития: 1) божественную, когда
отсутствует государство, а люди подчиняются жрецам; 2) героическую - стадию аристократического
государства; 3) человеческую - демократическую республику или представительную монархию.
Жан Жак Руссо
отбрасывает представления о вечной природе человека, вводит
измерение историчности
и толкует культуру как свободное, а значит, этически двусмысленное
творение человеческой сущности.
Итак,
в эпоху Просвещения
понятие
«культура»
означает
деятельное преобразование
мира человеком.
В отличие от Цицерона, просветители относят к культуре
не только духовные, но
и материальные занятия людей.
Это улучшение жизни людей с помощью земледелия, ремесел,
различной техники. Но
прежде всего
культура - это духовное совершенствование человеческого
рода и отдельных индивидов, орудием которого является
разум.
Также отметим еще одну сторону в
учении всех просветителей. Дело в том, что в понятия
«просвещение»
и
«культура»
они вкладывали
своё
представление об идеале, к которому должно стремиться человечество
. «Все наши
учреждения, наши размышления и познания имеют своей целью, - писал П.А. Гольбах, - только
доставить нам то счастье, к которому нас заставляет непрестанно стремиться наша собственная
природа». А это значит, что просветительские размышления о культуре - это не просто констатация
фактов, но и разговор
о высших целях человеческого рода.
С помощью понятия «культура»
просветители задавали главный ориентир и направленность человеческой жизни. Ведь оно
указывало на разумную природу человека, в свете которой мы должны оценивать прошлое и
настоящее человечества.