3
вписавшиеся в религиозный культ, воспринимались как «внешний» соблазн и опасность для душ
верующих.
Античное наследие в Средние века воспринималось крайне противоречиво. Дело в том,
что слово «cultura» переводится не только как «возделывание», но и как «почитание», т.е.
поклонение божеству. Поэтому латинские слова «культура» и «культ» являются однокоренными.
Причем если античный мир сделал акцент на первом его значении, то христианский мир - на втором.
Единство слов «культ» и «культура» в античном мире не случайно.
Ведь античные боги
оборачиваются природными стихиями. И возделывание земли у греков связано с поклонением
богине Земли - Гее. Иначе у христиан, у которых Бог находится за пределами земного мира.
Не
культура, а почитание триединого Бога стало в христианстве основой духовного развития
человека.
Что касается
светской культуры,
то у одних христианских богословов она
толкуется в
качестве подготовки к религиозному озарению,
а у других - как
путь заблуждений, уводящий от
истины в лице Бога.
Так, к примеру, христианский мыслитель
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан
(ок.160 - после 220 н.э.) утверждал, что увлечение античной культурой калечит человеческую душу.
Афины для людей того времени были символом античной культуры, Иерусалим - символом
христианской религии. «Итак, что Афины - Иерусалиму? Что Академия - Церкви?» - пишет
Тертуллиан, имея в виду, что
христианская вера несовместима с просвещенностью греков и
римлян.
Тертуллиан - противник изощренной философии и искусства, существовавших в
современном ему Риме. Он убежден в том, что только простая, невоспитанная и необразованная
душа - христианка, и только такой человек имеет возможность попасть в Царство Божие. И не
античная культура, а христианский культ открывает человеку путь к Богу.
В сочинении «О свидетельстве души» Тертуллиан доказывает, что человеческой душе
свойственны христианские истины о существовании Творца, о Страшном Суде и Царстве Божием.
Ведь, несомненно, пишет он, что душа старше буквы, а «сам человек - старше философа и поэта». А
если человек испортил свою душу, обучаясь в школах и изощряясь в библиотеках, то ему,
доказывал Тертуллиан, нужно долго поститься и молиться, чтобы очистить душу от этой
скверны.
Но если у Тертуллиана культура есть тяжелая болезнь, от которой излечиваются на пути
опрощения и аскетизма, то иначе выглядит соотношение культуры и культа у Климента
Александрийского, который был современником Тертуллиана.
Тит Флавий Климент
(150 - 216
н.э.) был главой богословской школы в Александрии (на севере Африки), входившей тогда в состав
Римской империи. Будучи долгие годы наставником новообращенных христиан, Климент
Александрийский создал собственную педагогическую систему, которая в корне противоречила
тому, в чем был уверен священник и богослов Тертуллиан.
Климент Александрийский
представлял ту умеренную точку зрения на соотношение
культуры и культа, которая затем стала господствующей в христианстве.
Именно он
провозгласил принцип, согласно которому
философия должна быть служанкой богословия. В
свою очередь, геометрия, астрономия и музыка, которыми увлекались в античную эпоху,
должны быть служанками философии.
Из этого следует, что, в соответствии с педагогической
системой Климента, вся
античная образованность является подготовкой к христианскому
вероучению.
А на пути в Царство Божие перед Иерусалимом находятся Афины.
В эпоху
Возрождени
я культура освободилась от оков религиозного культа и достигла
высокой степени независимости. Эпоха Возрождения, как известно, вернулась к античным
представлениям о человеке и его месте в мире. Но в истории человечества ничто не возвращается в
первозданном виде. Точно так же мыслители Возрождения
вернулись к античным идеалам
человека, соединив их с христианскими воззрениями в духе новых задач и устремлений.