39
освободиться от греческой догматики и найти свои национальные религиозные воззрения и обряды.
На Руси создалось своеобразное двоеверие, при котором два мировосприятия и мироощущения
переплетались, взаимно дополняя друг друга.
За многие века славянское и русское язычество прошло сложный путь, создав
самобытную народную культуру, в которой еще многое не понято, но изучение ее продолжается. И,
если видный исследователь древности Е.В.Аничков в начале нашего столетия писал об убожестве
язычества на Руси и ее богов, грубости его культа и нравов, то через 70 лет известный историк
академик Б.А.Рыбаков дал достаточно высокую оценку русской языческой культуры как значительно
развитой, со своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами и со своим языческим
летописанием 912-980 гг.
Несомненно, в языческие времена Русь обладала по-своему совершенной культурой,
которая придала древнерусской культуре своеобразие и неповторимые черты.
СИМВОЛИКА НАРОДНЫХ ОБРЯДОВ
ИСТОКИ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ
Невозможно представить жизнь современного общества без Масленицы, Пасхи или
Нового года. Причем, мы стараемся следовать старинным традициям, зачастую не понимая их
смысла. Но почему же народная память в течение тысячелетий сохраняла этот жизненный опыт?
13
Начало
формирования народных обычаев и обрядов
восходит к далеким языческим
временам,
когда зарождались аграрные культы и культ предков, хотя корни некоторых
традиций обнаруживаются уже в первобытной охотничьей культуре.
С крещением Руси
появились другие обычаи, произошло
наложение христианских обрядов на языческие
. Новое
время обогатило их европейским влиянием. В результате всех модернизаций утрачивался
первоначальный смысл обрядовых действий, менялись они сами, превращаясь все более в обычные
развлечения.
Возможно ли сейчас восстановить забытое и насколько необходимо это нам?
Реконструкция духовной культуры далекого прошлого очень сложна из-за недостатка источниковой
базы. Зачастую ученые вынуждены основываться только на косвенных данных, особенно при
изучении первобытного общества. Но и прямые свидетельства (палеоантропологические - останки
людей; археологические - орудия, следы строений, бытовые и культовые предметы, наскальные
рисунки и проч.; фольклорные - мифы, сказки, песни, игры и т.д.) можно интерпретировать по-
разному. Многие явления помогает понять этнография. Важное значение придается и
общетеоретическим положениям о становлении человеческого общества. Однако любые выводы
неизбежно являются гипотетическими, и об этом следует всегда помнить. Несмотря на это,
9 Обычай - это вошедшее в привычку общее правило, сложившееся исторически в результате многократного повторения людьми определенного
варианта поведения.Обряд - одна из форм реализации обычая наряду с рациональными действиями.