38
традиционной центричности. Новое представлено в двух сюжетах. В первом
изображён волк (символ зла), обращённый к человеческим фигурам, и петух
(хранитель от злых сил), преграждающий ему путь. Главная сюжетная линия
представлена человеческими фигурами с птицею, в которую выпущены три стрелы.
Впервые в восточнославянском искусстве показано течение действия во времени. Для
этого использованы два способа: динамика (различное положение летящих стрел) и
контрастное противопоставление (динамичная сцена с лучниками и неподвижная
группа чудовищ - настоящее и прошлое, показывающее на испытания, через которые
прошли участники). К сожалению, в последующий период феодального средневековья
развитие повествовательности в изобразительном искусстве не получило поддержки.
^
Особый жанр языческого искусства представляют
идолы,
известные с первых веков
нашей эры. Это произведения общественного и даже государственного значения,
которые вобрали в себя отдельные черты и амулетов, и обрядового, и эпического
искусства. Все идолы антропоморфны (человекообразны). По их содержанию
выделяют несколько категорий: а) изображение мужчины с рогом изобилия в руках; б)
фаллические; в) без особых признаков; г) многоярусные; д) четырёхликие. Сущность
идолов связана с идеями рождения, жизни, урожая, защиты, благополучия.
Исключительное место в этом виде искусства занимает
Збручский идол Рода
-
Святовита (IX в). Он четырёхгранный, верхняя часть оформлена в виде округлой шапки с меховой
опушкой, под которой - четыре человеческих лица. Общий облик его - фаллический. Идол высотой
2,67 м разделён на три горизонтальных яруса. В верхнем ярусе помещены божества, живущие на
небе: Макошь, Лада, Перун и Дажьбог. Средний ярус - земной, с человеческими фигурками. Нижний
- мир предков и земных глубин, на нём изображён Велес, стоящий на коленях и держащий на своих
плечах всю землю. Таким образом, древний мастер в идоле-комплексе представил одновременно и
целый пантеон славянских божеств IX в., и картину Вселенной (макрокосм), и место в ней человека
(микрокосм), и связь времён прошлого (мир предков в нижнем ярусе) с настоящим (средний ярус), и
усиление монотеистической тенденции в языческой религии (верховенство Рода, символ которого -
фалл). Всё это определяет дидактический поучительный характер жанра. Ярусная система оказалась
подходящей для воплощения религиозных догматов, требовавших абстракции и статики, которые
подчёркивали их вечность.
Произведения типа Збручского идола свидетельствуют и о развитии пространственных
представлений.
Кроме горизонтального деления на три мира появляются четыре стороны
света
, на которые ориентирована вся система. А в центре пространства находится князь - бог.
Микрокосм неотделим от макрокосма.
Мышление древних людей отличалась очень сложной логикой. Это нашло отражение в
различных художественных структурах, свидетельствующих о начале жанрообразования. Мы
познакомились лишь с некоторыми жанрами. На самом деле славянское искусство было гораздо
богаче и широко отражало представления язычников. Однако с началом христианизации
обнаружилось, что ни один из существовавших жанров не был способен выразить новое религиозное
мировоззрение и идеи феодальной власти.
Как известно, попытка князя Владимира создать единую религиозную систему,
сохранив старые языческие верования, не увенчалась успехом. Русь, став государством, нуждалась в
другой религии, и она ее получила в 988 г. После официального принятия христианства язычество
продолжало существовать во всех слоях русского общества, особенно проявив себя во второй
половине ХП-ХШ вв. в связи с выделением княжеств. Главным предметом почитания стал
солнечный бог света Дажьбог. Появилась новая небесная символика в виде композиции «вознесение
Александра Македонского на небо», отражавшая культ Дажьбога. Сохранившиеся
языческие обряды
семейных и родовых праздников, причудливо переплетаясь с новыми христианскими культами
.
В обновлении язычества и увлечении стариной современные ученые усматривают стремление народа