37
Всему покорялся, как голубь,
А плохо - не пьёт и не ест!»
ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Как уже отмечалось, у славян было принято украшать одежду, хозяйственные и бытовые
предметы магическими знаками, защищавшими людей от зла. Однако эта традиция представляет не
только культовое, но и художественное значение и свидетельствует о развитии в народной среде
разных видов творчества. В многообразном дохристианском искусстве восточных славян
специалисты смогли выделить несколько функционально-тематических областей, которые можно
отождествлять с жанрами, хотя вопрос этот окончательно не разработан. Под жанрами понимаются
исторически сложившиеся изобразительные структуры, наделённые определённым смыслом.
^
Календарно-космогонический
(аграрно-обрядовый) жанр представлен элементами
языческой догматики - бинарными композициями типа двух коней с деревом или
женской фигурой посередине. Богатый этнографический материал этого вида
относится к X - XI вв., однако изображение женской фигуры с воздетыми к небу
руками и с птицами по сторонам известно у праславян уже в VII в. до н.э. Композиции
отличаются обобщённостью и схематичностью, полностью статичны. Главным
жанрообразующим признаком их является принцип симметрии, который в народном
искусстве
отражал,
очевидно,
древнюю
мировоззренческую
систему
противопоставлений, чувство извечного порядка мироздания, постоянства. Другой
признак жанра - передача подразумеваемого пространства: линия основания (земля),
пара коней «слева-справа», солярные знаки на фигурах коней и возношение рук богини
к небу («верх-низ», «небо-земля»). Выразительность бинарных композиций
заключается в их абстрактной схеме, но не в передаче конкретного образа.
^
Жанр зооморфных амулетов
- оберегов - это образы, замкнутые в себе,
бессюжетное искусство, представленное вне пространства и выражающее не идеи
вечности, а настоящее время, поскольку функция произведений заключается в
непосредственной сиюминутной защите от зла через конкретный изобразительный
символ доброй силы. Поэтому зооморфные обереги отличаются «мирным» характером,
совершенностью силуэтных форм, предельно лаконичной и вместе с тем жизненной
выразительностью. Хотя фигурки коней, птиц внешне схематичны и статичны (чаще
всего они стоят, гордо выпятив мощную грудь), но в них хорошо выражена
«внутренняя динамика». Она состоит в особом построении силуэта, когда плавный
контур вдруг образует сильную выпуклость в главном «защитительном» месте (груди).
^ Повествовательный
(сказочно-былинный) жанр отражает переосмысление народом
мифологии. Мифологическое прошлое олицетворяется в образах различных чудовищ,
изображаемых на дружинном снаряжении, в предметах городского быта. В
зависимости от конкретной ситуации, развивающейся во времени, образ чудовища
может также означать и зло, с которым борется герой, и быть символом самого
геройства. Художественные композиции отличаются динамикой, отсутствием
симметрии. Примером жанра служит знаменитый
Турий рог из княжеского кургана
Чёрная могила под Черниговым (сер.Х в),
на котором изображена сцена борьбы
людей с волшебной силой, олицетворённой в образе птицы. Композиция, выполненная
по былинно-сказочным мотивам, отличается соединением старого и нового в
искусстве. Элементом старого является своеобразный мифологический фон, где во вне
композиционной связи дан набор образов чудовищ, расположенных по правилам