Стр. 36 - 2

Упрощенная HTML-версия

36
руках, ухватившись за привязанную к балке верёвку и т.п»11. После разрешения дают родильнице и
ребёнку есть воробьиное семя и некоторые нашёптанные травы.
А вот как описаны действия сибирского шамана, которые мало чем отличались от
практики славян:
«Камлание всегда производилось ночью, при свете костра и длилось до рассвета.
Кульминацией мистерии являлась игра самого шамана, который должен был связаться с духами.
Изображая изгнание демона болезни, шаман покалывал больного ножом, прижигал трутом,
высасывал мнимого червя, зализывал язвы, обливал водой и обвёртывал его шкурой только что
убитого животного и т.д. Иногда шаман в порыве экстаза хватался за раскалённые угли, колол своё
тело ножом, изгоняя злого демона из себя. В заключение камлания приносилась жертва. Шаман
использовал также и рациональные методы лечения»12.
Таким образом, в языческий период зародилась
народная медицина, основанная, с
одной стороны, на магических действиях (обрядах, заговорах, молитвах), связанных с
поклонением богам, духам и силам природы, а с другой - на использовании реальных
гигиенических и целительных средств и приёмов.
И хотя на самом деле конкретную пользу
приносили последние, всё же магии в сознании людей отводилась первая роль. Большое значение
лечебной магии сохранялось и в средние века, и в более позднее время. Вспомните, как описывал Л.
Толстой в «Войне и мире» роды маленькой княгини. Или можно привести отрывок из поэмы Н.
Некрасова «Мороз, Красный нос», где автор рисует картину фактически языческого лечения
крестьянина Прокла, промёрзшего в зимней дороге:
«Старуха его окатила
Водой с девяти веретён
И в жаркую баню сводила,
Да нет - не поправился он!
Тогда ворожеек созвали -
И поят, и шепчут, и трут -
Всё худо! Его продевали
Три раза сквозь потный хомут,
Спускали родимого в прорубь,
Под куричий клали насест .
11Цит. по: Юдин А.В. Указ.соч. С.165.
12Федотов Н.П., Мендрина Г.И. Очерки по истории медицины и здравоохранения Сибири. Томск, 1975. С.69.