35
Заговор от зубной боли:
«Месяц ты, месяц серебряны рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними
мою зубную скорбь, унеси боль под облака, моя скорбь не мала, не тяжка, а твоя сила могуча.
Мне скорби не перенесть. Вот зубы, вот два, вот три; все твои; возьми мою скорбь. Месяц, ты
месяц, сокрой от меня свою скорбь».
Заговор от недуга:
«Белая баба топила баню белыми дощечками, из липовых листьев веник вязала,
тёрла свежим молоком. Прочь всякий недуг от (имярек); недуг отстаёт, добро, здоровье
пристаёт. Злой дух отстаёт, святой дух пристаёт...»10.
Заговоры произносились полушёпотом над больным или снадобьем, и сопровождались
различными движениями рук и губ, чтобы удержать силу слов («запечатать замок»). После
магических действий знахари применяли лечебные приёмы (вправление грыжи, кровопускание и
т.п.) или различные наружные средства: растирание тела животным жиром, смазывание язв медовой
мазью или животным жиром, прикладывание к нарывам и ранам лекарственных растений,
полоскания отваром ротовой полости.
Согласно народному поверью все чудодейственные и целебные травы распускались в
ночь на Купалу, когда их и собирали, соблюдая необходимые ритуалы, исполняя особые песни.
Наибольшим вниманием пользовались травы: чертогон (от нечистой силы), чернобыль-трава (для
заклинания здоровья), зяблица ( от ребячьего крика и бессонницы), расперстьице (от нарывов,
опухоли, порезов), дивий сил (от тоски) и др.
В народном врачевании славян сложилось
два направления: знахарство
- более
прогрессивное, которое хоть и содержало элементы мистики, однако основывалось на применении
народных лекарственных средств, народных приёмов лечения;
шаманство или волхование
,
основанное на языческой медицинской демонологии, на вере в силу заклинаний, заговоров и
амулетов.
Для сравнения приведём два примера. Так, в обряде, применявшемся при тяжёлых
родах, соседствовали магические и вполне реальные способы:
«Все присутствующие, не исключая самой роженицы, снимают пояса, расстёгивают
воротники, развязывают все узлы, расплетают косы, открывают печные заслонки, так же как и все
замки, двери и сундуки...
Роженицу заставляют ходить; прежде всего её трижды обводят вокруг стола в избе,
затем велят перешагнуть через метлу, коромысло, дугу, через мужа роженицы, лежащего вниз лицом
на пороге, и через его штаны. В самых тяжёлых случаях её подвешивают за ноги. Роженице суют
также в рот кончик косы, дают есть вшей и прибегают к различным другим способам, чтобы вызвать
рвоту и испуг; её заставляют также напрячь мускулы, дуя в пустую бутылку, велят повиснуть на
10См.: Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. - М., 1992.- С. 353-371.