40
проведенные учеными исследования помогли воссоздать многие обряды и обычаи, а вместе с ними
увидеть, как наши предки постепенно осваивали окружающий мир, учились жить, формировали
нравственные ценности. Обращение к «детским» векам человечества необходимо, чтобы понять, кто
мы такие, какова специфика нашей культуры.
В народных обычаях отразились особенности социальной жизни и мировоззрения
людей на том или ином этапе их исторического развития. Не претендуя на полный обзор, попробуем
выявить некоторые элементы социокультурной динамики, важные для понимания рассматриваемого
вопроса.
Прежде всего, обратим внимание на первобытную культуру охотников, являющуюся
базовой для всей мировой культуры. Еще
в праобществеранних палеоантропов (питекантропов),
живших 200-75 тыс. лет назад,
начали формироваться, по мнению некоторых ученых, тотемизм и
магия. Но особенно важные события происходили на заключительном этапе формирования
человеческого общества
в период поздних палеоантропов (неандертальцев), 75-35 тыс. лет назад.
Несмотря на то, что эти пралюди еще не умели связно изъясняться, они, вероятно, старались
выражать свои представления о мире обильной жестикуляцией, но не только. Археологи обнаружили
зачатки изобразительного искусства: линии, насечки, зигзаги, отверстия, ямки на костях и гальках и
т.д. Их данные свидетельствуют о развитии у неандертальцев чисто человеческих эмоций, заботы о
членах своей праобщины, появлении у них первых захоронений. В ряде случаев вместе со скелетами
были найдены части животных и орудия. Некоторые ученые связывают это с верой поздних
палеоантропов в души умерших и загробную жизнь. Другие - истолковывают как заботу о мертвых,
которых продолжали считать и после смерти полноправными членами коллектива, а потому
оставляли покойника в пещере, клали рядом причитавшуюся ему долю пищи и орудия. Мертвых
укладывали в могильные ямы в скрюченном положении (видимо, связывали) и заваливали землей,
камнями, ветками. Данные этнографии подтверждают не только заботу первобытных людей о
мертвых, но и боязнь их. Первоначальным было убеждение в существовании исходящего от трупа
таинственного, но вредного для живых влияния, результатом которого являлись болезни и смерть.
Затем появились
представления о «живых» мертвецах,
выходящих из могил и вредящих
сородичам. Наконец, значительно позднее сформировалась
вера в душу
, покидающую тело после
смерти, а одновременно возник и страх перед ней. Таким образом, появление захоронений связано, с
одной стороны, с заботой о покойниках, а с другой - со страхом.
У неандертальцев уже достаточно четко проявили себя магия, тотемизм и фетишизм.
Зарождение этих древнейших религиозных форм подтверждают скопления в пещерах черепов и
других костей медведей (реже - быка или волка), камни с нанесенными красными пятнами и
углублениями (имитация раненых животных), костяные подвески. Этнографы объясняют хранение
костей появлением магической заботы об убитом животном-тотеме с целью искупить вину
охотников перед убитым зверем и обеспечить его телесное возрождение.
Развитие праобщины неандертальцев привело к возникновению предпосылок
экзогамии (экзогамия - требование вступать в половые отношения только с членами других
коллективов). Такими предпосылками могли быть частичная агамия (запрет половых отношений
между членами коллектива) и чередовавшиеся с ней промискуитетные (неупорядоченные половые
отношения) оргиастические праздники. Частичная агамия заключалась в половых производственных
(охотничьих, рыболовных, военных и т.д.) табу. Суть их: строжайший запрет половых отношений в
период подготовки и совершения какой-либо хозяйственной деятельности как необходимое условие
ее успеха. Шансы на успех уменьшали конфликты между членами праобщины, главной причиной
которых были промискуитетные отношения.
Развитие хозяйственной деятельности требовало