32
подбора богов. Можно согласиться с академиком Б.Рыбаковым, который видит здесь обдуманную
теологическую систему жречества, противопоставленную христианству: Бог-отец - Стрибог, Бог-
сын - Дажьбог (с прибогом Хорсом) и Матерь Божья - Макошь. Крылатый Семаргл может быть
сопоставим с ангелами. В пантеон не вошли широко почитаемые на Руси, но недостаточно
благопристойные боги: Род, изображавшийся в виде фаллоса, и Велес, связанный с разгульными
карнавалами звериных масок в дни зимних святок. В целом, княжеский пантеон вполне мог
способствовать ведению богословских споров волхвов с христианами.
С возникновением государства языческий культ приобрёл новую, политическую
функцию.
Он стал средством политического воздействия на народ. Но в этой роли язычество явно
уступало любой монотеистической религии. Кроме того, внешнеполитические амбиции и торговые
интересы не способствовали дальнейшему развитию язычества.
ЛЕЧЕБНАЯ МАГИЯ
Важное место в языческой культуре славян занимали накопленные в течение многих
веков эмпирические знания и практические навыки оказания помощи больным и раненым людям.
Относительно высокой ступени развития народная медицина достигла приблизительно во II-III вв.
На заре истории врачевание было коллективным занятием всех общинников. Этот опыт
народной медицины умножался и передавался из поколения в поколение. Позднее, в период
разложения первобытного общества, появились профессиональные служители религиозного культа,
в сферу деятельности которых входило и врачевание. К этому времени можно отнести начало
формирования лечебной магии. Для выполнения всё усложнявшихся таинственных обрядов нужны
были посвящённые люди. Ими стали
знахари, пользовавшиеся всеобщим уважением за умение
лечить болезни людей и животных, и одновременно подозреваемых в общении с нечистой
силой.
Свой опыт они хранили в секрете и передавали от родителя детям. В практике знахаря были
как рациональные знания и приёмы
(лечебные средства растительного, животного и минерального
происхождения, психологическое воздействие, рукодействие, гигиенические навыки),
так и
иррациональные
, отражавшие языческое мировоззрение общества.
В фольклоре и древнерусской литературе отразились народные взгляды на причины
различных заболеваний.
Считалось, что болезни на человека насылали злые духи, боги, колдуны,
люди с дурным глазом.
Видимо, в средние века сложились представления об особых демонах
болезней, которых представляли по-разному: в облике женщины в белом, красном или чёрном
одеянии; красивой девушки с длинными волосами; уродливой бабы с костлявыми длинными руками,
оскаленными зубами и огненными глазами. Например, оспа - это безобразная женщина с пузырями
вместо глаз и ядом на языке: кого она оближет, тот сразу же заболеет. Иногда болезни
представлялись в виде животных: лягушки (оспа), ежа (корь), бабочки или мухи (лихорадка) и т.д.
Из восточных сказаний в народную культуру проникла полуязыческая легенда о
двенадцати лихорадках (иногда их 7, 9, 77) - дщерях царя Ирода, проклятых Богом за смерть Иоанна
Крестителя и заживо провалившихся под землю. С тех пор они служат дьяволу, который посылает их
на землю помучить людей: «тело жечь и знобить, белы кости крушить». Каждая из сестёр имеет своё
имя: Ломиха (ломея), Глохня (глухея), Огниха (огнея, огненная), Трясуха (трясучка, трясавица,
трясца, трясея); Желтуха (желтея, желтуница); Грудица (грынуша, грудея); Гнетуха (гнетея,
гнетучка, гнетница); Пухнея (пухлея, пухлая); Ледея (ледиха), Коркуша (корчея), Глядея, Огнеястра
или Невея. В виде косматых, распоясанных старух или вовсе нагие лихорадки ходят по ночам, стучат
в окна клюкой или кличут людей по имени - кто отзовётся, к тому они и пристанут. Если лихорадка