Стр. 33 - 2

Упрощенная HTML-версия

33
пролётом коснётся губ, то они обмечутся, а если она коснётся всего человека, то нападёт трясавица.
Как нашествие невидимых навий (злых душ мёртвых) на конях (видны были только конские копыта),
которые рыскали по городу и «уязвляли» осмелившихся выйти из дому, описал летописец эпидемию
1092 г. в Полоцке.
Душевные болезни воспринимались как проявление божьей воли или гнева, о чём
говорят названия недугов («божья немочь») и больных («божевольные», «божегневные»). Заболеть
можно было и от порчи, т.е. злого насыла, наговора «недобрых людей». Порча могла выражаться в
разных формах: кликушества (женских припадков с криками), падучей, беснования, колотья в груди,
болей в животе и других недугов, вплоть до смерти. Способов навести порчу также множество:
сглазом («озевать» дурным глазом), по следу (вынуть земли из-под ступни прохожего и бросить её
на дерево - хворь не пройдёт, пока дерево не засохнет), от изурочья (заочная посылка порчи в пище,
по воде, по ветру), от удара или щипка тела, от заговора, относом (вещи с заразного больного
отнести на дорогу - кто их поднимет, тот и захворает) и т.д.
Вера человека в способность таинственных сил природы предрекать судьбу
использовалась для того, чтобы узнать о своём здоровье, долгой жизни или скорой смерти.
Например, на «зелёные святки» гадали на венках: чей венок не засох, тому долго жить; чей же засох,
тому жить недолго. А если засохший венок ещё и утонул в воде - смерть жди в этом году. На зимние
святки гадали по ложкам, оставленным на ночь в скрытном месте: перевёрнутая ложка означала
смерть, повернувшаяся на бок - болезнь, в обыкновенном положении - долгую жизнь. Зажигали,
кроме того, берёзовую лучину, смоченную водой: если горит с искрами - к болезни, горит ясно - к
долгой жизни.
Зная причины болезней и их проявления, а также предсказания судьбы, можно было
принять
меры защиты от напасти
, одни из которых являлись своеобразной профилактикой, а
другие - средством избавления от недуга. Чтобы уберечь себя от болезни, нечисть старались
обмануть: намажешь своё лицо сажей - лихорадка испугается; переоденешься в вывороченное или
чужое платье - не узнает; переедешь тихомолком из дома в дом - не найдёт; напишешь на двери и
окнах: «Такого-то нет дома» - обойдёт стороной. Чтобы предохраниться от лихорадки, носили на
шее змеиную кожу или ожерелье из змеиных головок. От эпидемий защищало опахивание селения,
которое совершали ночью вдовы и юные девушки, впряженные в соху. При этом производили много
шума, били в печные заслонки и вёдра, чтобы испугать болезнь. Было принято также приносить
жертвенные дары (например, кур) божествам и духам. Особо старались задобрить божество смерти и
зла Мару (Морену).
Всякая
болезнь воспринималась как живое существо
, с которым можно разговаривать,
обращаться к ней с просьбами или приказаниями. Когда она приставала к человеку, её сначала
старались задобрить, чтобы не слишком мучила больного. Например, при заболевании оспой пекли
ржаные лепёшки, прикладывали их к больным местам и просили Оспицу-матушку помиловать
человека. Если же болезнь не уходила добром, её пытались изгнать с помощью различных
магических действий и заговоров.
Древнейшие магические действия - это манипуляции с водой, землёй, огнём, деревьями,
камнями и другими природными явлениями. На убеждении в том, что вода мстит за нанесённые ей
оскорбления, был основан обычай, когда
больной просил «прощения у воды»:
на воду опускали
кусочек хлеба с низким поклоном и, отступая по одному шагу назад, трижды с поклоном просили
прощения у матушки-воды. Целебную силу приписывали купанию на заре праздника Купалы. В это
утро принято было также умывать росой лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь, чтобы не
было угрей и прыщей. Непременным атрибутом праздника было мытьё и паренье в бане
свежезаготовленными вениками. Паровая баня получила повсеместное распространение не позднее
I-III вв. При глазной боли славяне умывались водой целебных источников и бросали в них