Стр. 31 - 2

Упрощенная HTML-версия

31
Велес предстает как божество, связанное с плодородием почвы. В средневековье Велес
представлялся бородатым мужчиной с огромным турьим рогом, рогом изобилия, в руке и почитался
как бог богатства, покровитель земледельческо-скотоводческого хозяйства. Моления этому божеству
устраивались в «велесовы дни» 2 или 6 января, на масленицу, в первый выгон скота на пастбище, в
последний день жатвы.
Группу божеств, связанных с плодородием, вместе с Родом и Велесом составил
Ярило-
Яровит
- умирающий и воскрешающий бог плодородия, весенней «ярой» плодоносящей силы.
Весной ему поклонялись, а 4 июня, в «Ярилин день», хоронили его чучело, когда хлеб начинал
колоситься и божья «ярость» была уже не нужна. Вероятное время появления культа Ярилы - первая
половина I тыс. н.э.
Древнейшим является культ
Перуна.
Как бог грозы, молнии и грома он почитался у
многих индоевропейских племен. В протославянскую эпоху возник культ
Перуна-Громовержца,
грозного божества первых племенных дружин, конных пастухов-воителей. Перуну посвящался один
день недели - четверг. Славяне верили, что делу, начатому в четверг, сулит удача. В Перунов день 20
июля богу приносили в жертву быка или петуха.
В скифский период (середина 1тыс. до н.э.) у праславян-сколотов появилось несколько
богов с иранскими именами: Стрибог, Дажьбог, Хорс и Семаргл. Стрибог - бог-отец, бог неба, дед
ветров, одно из имен-эпитетов главного всеобъемлющего божества.
Дажьбог
(Солнце, сын Сварогов) - древнее божество природы, солнечности, «белого
света», податель благ, связан с сезонным солнечным теплом, временем вызревания урожая. Автор
«Слова о полку Игореве» называет русский народ «Дажьбоговыми внуками», поскольку наши
предки думали, что их родословная происходит от богов.
Хорс
- бог солнца-светила, вероятно, дополняющий образ Дажьбога-Солнца (солнце -
признак Белого Света).
Семаргл
- священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы, посредник между
верховным божеством неба и землей, могучий защитник добра.
На третьем этапе
развития русской языческой религии наметилась
тенденция к
единобожию
(монотеизму). В условиях военных походов на Балканы в VI в. и в процессе создания
Киевского государства IX - X вв.
Перун
выдвигается на первое место.
Перун-Громовержец
стал
богом княжеско-дружинных социальных верхов, покровителем воинов, оружия, войн. В договорах Х
в. с греками русские князья клялись двумя богами: Перуном и «скотьим богом» Велесом, ставшим
богом богатства и торговли.
В целях
религиозно-идеологического подкрепления государственности и власти
киевских князей
юный Владимир провёл
около 980 г. языческую реформу.
Это была попытка
создания общегосударственного пантеона и государственного культа. По словам летописца,
Владимир собрал на холме у княжеского двора кумиров шести богов и велел молиться им и
приносить жертвы. Во главе пантеона стоял Перун - начальнейший и первостатейный бог,
понимаемый, видимо, не просто как первый из богов, но как заместитель всех богов. Стан его был
вырезан из дерева, голову имел серебряную, усы и уши золотые, ноги железные, в руках держал
камень, украшенный рубинами и карбункулом. Под ним постоянно горел огонь. В Киеве и
Новгороде были его храмы. В жертву Перуну приносили волов и пленников.
В пантеон вошли также древние божества неба, земли и «белого света» - Стрибог,
Макошь и Дажьбог, и божества дополнительного характера: Хорс, дополняющий Дажьбога, и
Семаргл, дополняющий Макошь. В литературе существуют различные толкования по поводу