Стр. 30 - 2

Упрощенная HTML-версия

30
поклонению
Роду
и
рожаницам,
а также формированию семейно-родового культа предков и
общинных аграрных культов.
Первыми божествами предков славян в эпоху мезолита и неолита были, видимо,
матриархальные божества охотничьего общества - две
Рожаницы
, две хозяйки мира, которых
сначала представляли в виде двух лосих, а позднее отождествляли с созвездиями Большой и Малой
Медведицы. Охотничьи богини, рождавшие на небе «оленьцов малых», трансформировались у
индоевропейцев в эпоху энеолита в земледельческих рожаниц-женщин, помогавших рождению
урожая хлеба, управлявших небесными силами, дождем. Позднее, в середине II тыс. до н.э.,
сложился культ
Великой Матери
как главной земледельческой богини, а затем богини всей
природы, всего живого.
Праславянских рожаниц звали
Лада
и
Леля
(Лёля, Ляля). Лада - великая богиня
весенне-летнего плодородия и покровительница свадеб, брачной жизни. Леля - ее дочь, богиня
весны, расцветающей обновленной природы. В честь Лады пели песни под Новый год и весною на
зеленые святки с 9 марта по 29 июня.
Очень древним земледельческим божеством, восходящим к энеолиту, а может
быть, и к неолиту, следует считать
Макошь
(Мокошь) - Мать Урожая, Мать Судьбы, богиню
жизненных благ и изобилия, олицетворение всей земной природы. Она же Мать-сыра-земля, в честь
которой приносили в жертву иногда даже младенцев. Атрибутом ее был рог изобилия. Часто на
изображениях ее сопровождали русалки. Макошь считалась также покровительницей женских работ.
В поздней русской ритуальной вышивке богиня земли изображалась как центральная
фигура композиции: на полотенцах для весенних обрядов - с воздетыми к небу руками, как бы
молящая верховное небесное божество о солнце и дожде для засеянного поля; к дням летнего
солнцестояния («Купала») - в окружении солнечных дисков и с руками, опущенными к земле, уже
произрастившей растения. Образ Макоши сопровождают две рожаницы - Лада и Леля, стоящие по
сторонам богини-матери. Причем, сюжет с женской фигурой, воздевшей к небу руки, и с птицами по
сторонам известен у праславян уже в VII в. до н.э.
На смену архаичным представлениям о Небесных Владычицах-рожаницах пришло
патриархальное мужское божество
Род
(«Рождающий») - величественный бог неба и вселенной,
повелитель мира. Восточнославянский всеобъемлющий и вездесущий бог Род находился на небе и
«вдувал жизнь» во все живое посредством дождевых капель, поэтому его идол имел фаллическую
форму. Верховное божество называли и другими именами:
Сварог
(«Небесный»),
Святовит
(«Священный Свет»),
Стрибог
(«Отец-бог»).
Род и рожаницы стали дополнять друг друга. Создавалось новое распределение
функций: небом и миром управляло мужское божество, а землей, природой, плодородием - женские.
Отражением могущественной силы Верховного божества являлись различные боги и
божки, наделенные также большой силой и властью, но олицетворявшие только отдельные силы
природы или стороны человеческой жизнедеятельности.
В протославянские неолитическо-охотнические времена зародился культ
Велеса
(Волоса). Предполагают, что Велес потеснил культ лосих-рожаниц и стал хозяином леса, божеством
охотничьей добычи, выступавшим в обличье медведя. При переходе к скотоводству повелитель
лесного зверья мог быть переосмыслен в покровителя одомашненного зверья, стал «скотьим богом»
и получил обличье быка-тура. С возрастанием земледелия архаичная связь Велеса с убитым зверем
стала осмысливаться шире - как с миром мертвых вообще. Интересно, что в XIX веке у русских
крестьян был обычай жертвовать «Волосу на бородку» последнюю горсть колосьев, оставшуюся на
сжатой ниве, чтобы задобрить предков, покоившихся в земле и помогавших ее плодородию. Здесь