Стр. 252 - 2

Упрощенная HTML-версия

252
Горин
(Офштейн)
( "Забыть Герострата"
1972 г.,
"Тот самый Мюнхгаузен"), А. М. Володин
(Лифшиц)
( "Осенний марафон"
1979 г.).
Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка.
Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под "железного занавеса", оказывая
воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления "виа" -
вокально-инструментальных ансамблей
( "Самоцветы", "Песняры", "Машина времени"
и др.).
Всей стране были известны имена популярных исполнителей
Софии Ротару
,
Валерия
Леонтьева
и др. Семидесятые годы - время восхождения на небосводе отечественной эстрады
новой яркой звезды
Аллы Пугачевой.
Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество
Г. В.
Свиридова
(сюита
"Время - вперед!"
1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина
"Метель"
1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов,
опер, симфоний стал
Р. К. Щедрин
(балет
"Анна Каренина"
1972 г., опера
"Мертвые души"
1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал
творческую манеру
А. Г. Шнитке.
Своеобразным музыкальным и поэтическим "самиздатом" стали магнитофонные
записи.
Широкое
распространение
магнитофонов
предопределило
повсеместное
распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели
альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни
актера Театра на Таганке
В. С. Высоцкого.
Лучшие из них это своеобразные маленькие драмы:
жанровые картинки; монологи, произносимые от лица некой вымышленной маски (алкоголика,
средневекового рыцаря, альпиниста и даже самолета-истребителя); размышления самого автора
о жизни и времени Они все вместе дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая
"уличная" манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная сочетается с
неожиданной философичностью содержания - это рождает особый эффект.
Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему
образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в
жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ,
техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было
предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного
среднего десятилетнего образования.
Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных
программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса.
Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса
к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения
назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих
результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И.
Ильин, Ш. А. Амонашвили). Однако массовое использование разработанных ими передовых
методик, большая часть которых имела исключительно авторский, индивидуальный характер,
было почти невозможно. Требовалась существенная перестройка всей педагогической системы.
В 1984 г. была начата реформа образования, которая, однако, оказалась неподготовленной и в
скором времени была свернута. Неспособность решить назревающие проблемы предопределила
дальнейшее нарастание кризисных явлений в сфере образования.
Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается
количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по
преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в
университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.