Стр. 251 - 2

Упрощенная HTML-версия

251
А. Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.). Из
ссылки Бродскому разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не могла. В 1972
г. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 г., он
получал уже как гражданин Соединенных Штатов.
Вынужденная эмиграция ждала многих представителей творческой интеллигенции.
Помимо названных из страны пришлось уехать писателям В. Аксенову ("Остров Крым" 1981 г.,
"В поисках грустного беби" 1986 г.), В. Войновичу ("Жизнь и необычайные приключения
солдата Ивана Чонкина"), поэту Н. Коржавину, барду А. Галичу, режиссеру Театра на Таганке
Ю. Любимову, художнику М. Шемякину, скульптору Э. И. Неизвестному. Творчество "второй
волны" эмиграции продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после
Октябрьской революции, составив особую ее страницу.
Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных
запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена
выставка 24-х художников-авангардистов (
"бульдозерная выставка"
), но уже в конце сентября,
видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти
разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты.
Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной
культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного,
чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел
Александр Шилов
- художник-портретист, работавший в манере "фотографического реализма".
Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным
явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина
Сергея
Федоровича Бондарчука "Война и мир"
(1965-1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на
экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина
Л. И. Гайдая "Операция Ы",
гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами.
Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у
зрителей
( "Кавказская пленница"
1967 г.,
"Бриллиантовая рука"
1969 г.,
"Иван Васильевич
меняет профессию"
1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает
Э. А. Рязанов,
многие из них (например,
"Ирония судьбы или С легким паром"
1976 г.) не теряют
популярности и по сей день. Не меньшей популярностью пользовались фильмы
мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди,
попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни
( "Осенний марафон" Г. Н. Данелии,
"Вокзал для двоих" Э. А. Рязанова
,
"Москва слезам не верит" В. В. Меньшова
- удостоена
"Оскара"). Создаются остросюжетные картины
"Семнадцать мгновений весны"
(реж.
Т. М.
Лиознова), "Место встречи изменить нельзя"
(реж.
С. С. Говорухин), "Белое солнце
пустыни"
(реж.
В. Я. Мотыль), "Приключения Шерлока Холмса"
(реж.
И. Ф. Масленников).
Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными
широкому зрителю многие работы
А. А. Тарковского,
например, знаменитый
«Сталкер».
Особое значение в культуре 60-70-х годов имело творчество
Василия Макаровича
Шукшина
(1929-1974), - писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах
нашел воплощение образ странного "чудака-человека", обостренное и даже болезненное
восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по новому взглянуть на
окружающую действительность. (Сборники рассказов
"Там, вдали"
1968 г.,
"Характеры"
1973
г., фильмы
"Живет такой парень"
1964 г.,
"Печки-лавочки"
1973 г.,
"Калина красная"
1973
г.).
Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов
таких как
А. В. Вампилов ( "Утиная охота"
1970 г.),
В. С. Розов ( "Ситуация"
1973 г.),
Г. И.