Стр. 250 - 2

Упрощенная HTML-версия

250
г. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю.
Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров как правило оказывались
в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому
достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи,
снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а
вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные
деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых «художественных советов»,
решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет.
Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у
государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом
пользовались
Ю. В. Трифонов,
автор повестей
"Обмен"
(1969 г.),
"Предварительные итоги"
(1970 г.),
"Другая жизнь"
(1975 г.);
В. Г. Распутин "Деньги для Марии"
(1967 г.),
"Живи и
помни"
(1974 г.),
"Прощание с Матерой"
(1976 г.);
В. И. Белов "Привычное дело"
(1966 г.);
В.
П. Астафьев "Царь-рыба"
(1976 г.). Обстановка, в которой разворачивается действие
произведений Трифонова - город, а герой - обыкновенный городской житель, которому в
обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Распутина, Белова и
Астафьева называют обычно
писателями-деревенщиками
. В творчестве "деревенщиков" по-
новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены
размышлениями над нравственной проблематикой.
Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему
остается
К. М. Симонов,
продолжающий трилогию "Живые и мертвые", начатую им ранее. В
свет выходят вторая и третья части:
"Солдатами не рождаются"
(1964 г.) и
"Последнее
лето"
(1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне
Ю. В. Бондарева ( "Горячий снег"
1969
г.),
Б. Л. Васильева
(повесть
"А зори здесь тихие:"
1969 г.).
Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои
произведения. Многое из того, что было написано в годы "застоя", вышло в свет только в эпоху
"Перестройки". Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до
читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался "самиздат". В 1978 г. группа
писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах "Метрополь". В
сборнике принимали участие
В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев.
Расплатой для
большинства из них стал многолетний запрет на публикации в СССР.
В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения
Александра Исаевича Солженицына
(род. 1918 г.). В 70-е из под его пера выходит рассказ
"Матренин двор"
, романы
"В круге первом"
,
"Раковый корпус"
,
"Архипелаг ГУЛАГ"
. После
памятной публикации в "Новом мире", дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в
застойные годы советская печать больше не издавала Солженицына. Его произведения выходят
за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 г. его исключают из
Союза писателей. Присуждение ему в 1970 г. Нобелевской премии по литературе и публикация
за рубежом романа "Архипелаг ГУЛАГ" приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из
страны.
Уехать пришлось и замечательному ленинградскому поэту
Иосифу Александровичу
Бродскому
(1940-1996). В его стихах не было никаких политических мотивов, тем не менее
творчество Бродского и сама его личность раздражали официальные круги не меньше, чем
Солженицын. Причина этого была в исключительной оригинальности его поэзии, "эстетической
независимости", непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства. В
прессе была организована травля. Газета "Вечерний Ленинград" опубликовала фельетон
"Окололитературный трутень", после которого Бродский был арестован и осужден на пять лет
ссылки "за тунеядство" (1964 г.) Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А.