249
заключалась в том, что все желавшие получить полное среднее образование (11 классов) и в
дальнейшем поступить в вуз, должны были в течение последних трех лет учебы по два дня в
неделю работать на промышленных предприятиях или в сельском хозяйстве. Вместе с
аттестатом зрелости выпускники школ получали свидетельство о рабочей специальности. Для
поступления в высшее учебное заведение также требовался стаж работы на производстве не
менее двух лет. Впоследствии эта система себя не оправдала и была отменена, т. к. занятость на
предприятиях снижала качество получаемых знаний, в то же время массы временных рабочих-
школьников и будущих студентов приносили народному хозяйству больше вреда, чем пользы. И
все же успехи были достигнуты немалые: в 1958 - 59-м учебном году вузы СССР выпустили в 3
раза больше инженеров, чем США.
Больших успехов в конце 50 - начачале 60-х гг. достигли советские ученые. На
переднем крае развития науки держалась физика, ставшая в сознании людей той эпохи символом
научно-технического прогресса и торжества разума. Работы советских физиков получили
всемирную известность. Нобелевскими лауреатами стали
Н. Н. Семенов
(1956 г., исследование
химических цепных реакций),
Л. Д. Ландау
(1962 г., теория жидкого гелия),
Н. Г. Басов
и
А. М.
Прохоров
(1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого
квантового генератора -
мазера
). В СССР была пущена первая в мире
атомная
электростанция
(1954 г.), построен самый мощный в мире ускоритель протонов -
синхрофазотрон
(1957 г.). Под руководством ученого и конструктора
С. П. Королева
разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире
искусственного спутника, а 12 апреля 1961 г.
Ю. А. Гагарин
совершил первый в истории
человечества полет в космос.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВРЕМЁН ЗАСТОЯ
Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую
жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру. Советская
культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим
периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в
тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда.
Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.
Брежневские «заморозки» или застой - время реанимации тоталитаризма. Опять
культура была поставлена под тотальный контроль. Снова закрывались и уничтожались храмы.
В отдельных случаях они просто использовались не по назначению. Например, в качестве
сельского клуба. Снова был ужесточён запрет на знакомство читателей с отдельными шедеврами
отечественной и зарубежной литературы. В каждом крупном учреждении культуры
существовали специальные, закрытые для простых смертных хранилища - спецхраны.
Ожесточилась борьба с инакомыслием. Поэтому увеличилось количество диссидентов. За
неверные убеждения не только сажали, но и подвергали принудительному лечению в
психбольницах. Всё больше деятелей культуры выдворялось за рубеж. Осуществлялось это с
помощью разного рода компаний: против «утративших классовое чутьё», против
«формалистических вывертов» и т.п.
В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение на официальную культуру,
отличавшуюся «
суровым стилем
»,
и «подпольную» —
андеграунд
, государством не
признанную. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не
могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за
плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не было нужды
устраивать громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в 30-40-х