248
его жизни - роман
"Доктор Живаго",
над которым писатель работал в течение 10 лет.
Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя - Юрия Живаго, показанная на фоне
событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. "Я закончил роман, - писал
Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, - исполнил свой долг, завещанный от Бога". Журналы
отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была
присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали,
чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная "проработочная
кампания". Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к "простому человеку". В
довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л.
Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным
образом сказался на здоровье писателя - 30 мая 1960 года его не стало.
В 50-е гг. возник
«самиздат»
- так назывались машинописные журналы (например,
журнал
"Синтаксис"
), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не
имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем "Синтаксиса" был
молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы,
Е. Гинзбург, В. Шаламова. За "антисоветскую агитацию" А. Гинзбург был приговорен к двум
годам лагерей. Появление "самиздата" стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах
интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.
Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому
трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы - время становления так называемого
"сурового стиля"
в советской живописи. В полотнах
Д. Д. Жилинского ( "Молодые
скульпторы"
1964 г.),
В. Е. Попкова ( "Строители Братской ГЭС"
1961 г.),
Г. М. Коржнева
(триптих
"Коммунисты"
1960 г.) реальность предстает без обычной в 40-50-е гг. лакировки,
нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли
поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских
художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК
резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу
и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И.
Неизвестный).
Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных
Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям
Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963-1967 гг., скульптор
Е. В. Вучетич),
мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и
др.
Развивается театр. Создаются новые театральные коллективы. Среди возникших в
период "оттепели" новых театров следует отметить основанный в 1957 г.
"Современник"
(глав.
реж. О. Н. Ефремов) и
Театр драмы и комедии на Таганке
(1964 г., глав. реж. Ю. П. Любимов, с
1964 г. и до конца своих дней актером Театра на Таганке был В. С. Высоцкий).
В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла
выражение в творчестве многих режиссеров:
М. К. Калатозов
(по пьесе В. С. Розова
"Летят
журавли"
1957 г.),
Г. Н. Чухрай "Баллада о солдате"
1959 г. Снимаются фильмы,
посвященные проблемам молодежи
(М. М. Хуциев "Застава Ильича"
1965 г.), а также легкие
романтичные ленты вроде
"Я шагаю по Москве"
(реж.
Г. Н. Данелия
1964 г.).
Серьезные реформы были проведены в сфере образования. В 1958 г. был принят
закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного
образования в СССР". Этот закон положил начало школьной реформе, которая предусматривала
введение обязательного 8-летнего образования (вместо 7-летнего). "Связь школы с жизнью"