247
половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого
процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша
консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм
вернулся в обличии брежневского "застоя". Эпоха Хрущева, краткий период относительной
свободы, получил название "оттепели".
Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства,
общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий
процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое
значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры.
Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30
40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой
эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных
молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-"шестидесятники"
Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский.
Огромную
аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея.
Широкую популярность обрел жанр авторской песни, в которой автором текста, музыки и
исполнителем являлся, как правило, один человек. Официальная культура относилась к
самодеятельной песне настороженно, издание пластинки или выступление по радио или на
телевидении было редкостью. Широкую доступность произведения бардов обрели в
магнитофонных записях, которые тысячами расходились по стране. Настоящими властителями
дум молодежи 60-70-х гг. стали
Б. Ш. Окуждава, А. Галич, В. С. Высоцкий.
В прозе однообразная парадность сталинского соцреализма сменилась обилием
новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Особым
духом творческих исканий проникнута литература писателей-"шестидесятников":
Д. А. Гранина
(Германа)
( "Иду на грозу"
1962 г.),
Ю. Н. Нагибина ( "Далекое и близкое"
1965 г.),
Ю. П.
Германа ( "Дорогой мой человек"
1961 г.),
В. П. Аксенова ( "Звездный билет"
1961 г.). Много
интересного было создано в жанре фантастической литературы. Философской глубиной,
необычайно широким культурным диапазоном отличаются произведения писателя и ученого
И.
А. Ефремова ( "Туманность Андромеды"
1957 г.,
"Лезвие бритвы"
1963 г.) и братьев
А. Н.
и
Б.
Н. Стругацких ( "Понедельник начинается в субботу"
1965 г.,
"Трудно быть богом"
1966 г.,
"Пикник на обочине"
1972 г.).
В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически
возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует
обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой,
которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих
произведениях
Ю. В. Бондарев
(роман
"Батальоны просят огня"
1957 г.),
К. М. Симонов
(роман-трилогия
"Живые и мертвые"
1959 - 1971 гг.)
Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые)
журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала
"Юность"
. Среди журналов выделяется
"Новый мир"
, который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел
особую популярность среди читателей. Именно в "Новом мире" в 1962 г. с личного разрешения
Н. С. Хрущева была опубликована повесть
А. И. Солженицына "Один день Ивана
Денисовича"
, в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.
Однако до полной свободы творчества в годы "оттепели" было далеко. Рецидивы
сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по
прежнему время от времени слышались обвинения в "формализме", "чуждости" в адрес многих
известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева. Жестокой травле
подвергся
Борис Леонидович Пастернак
(1890-1960). В 1955 г. им был закончен главный труд