246
Так же обстояло дело и в сфере художественного творчества. В 1946-48 гг. были
приняты постановления ЦК ВКП (б): "О журналах "Звезда" и "Ленинград"", "О репертуаре
драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь"", "Об
опере В. Мурадели "Большая жизнь"". Преследованиям подверглись многие известные советские
композиторы: Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин, А. И.
Хачатурян, писатели и поэты А. А. Ахматова, М. И. Зощенко, кинорежиссер Г. М. Козинцев.
В литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей темой для
литераторов была прошедшая война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то
время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не было написано.
Талантливым писателем был
Борис Николаевич Полевой
(Кампов) (1908-1981). В 1946 г. им
была создана
"Повесть о настоящем человеке"
, в основу которой были положены реальные
события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился
ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика М
е
ресьева нашел
выражение образ советского положительного героя. Эта повесть - одно из лучших произведений
"воспитывающей" литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в
романе "Как закалялась сталь". О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал
Э.
Г. Казакевич ( "Двое в степи"
1948 г.,
"Весна на Одере"
1949 г.). Историю трех поколений
рабочей династии изобразил в своем романе
"Журбины""
(1952 г.)
В. А. Кочетов.
Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема
Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах
Ю. М. Непринцева "Отдых после
боя"
("Василий Теркин" 1951 г.),
А. И. Лактионова "Письмо с фронта"
(1947 г.).
Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не
батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени.
Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы
Т. Н. Яблонской
"Хлеб"
(1949 г.). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности
в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась
картина
Ф. П. Решетникова "Опять двойка"
(1952 г.).
Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти
заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом
отношении продолжает господствовать неоклассика "сталинский ампир". В Москве возводятся
знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры
переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание
Московского университета на Воробьевых горах.
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ В ГОДЫ «ОТТЕПЕЛИ»
Шестидесятые
-
годы хрущёвской оттепели,
годы неоправдавшихся надежд.
Казалось, если глава государства осудил культ личности, то тоталитарная система будет
полностью сломлена, открыв дорогу подлинной демократизации и свободе творчества. Но
Хрущёв прочитал свой знаменитый доклад на закрытом заседании XX съезда, а текст был
опубликован только спустя 33 года! «Оттепель» характеризовалась отдельными полумерами,
полушагами в сторону демократизации, оставлявшими страну на распутье. Но, как показали
двадцатые годы, абсолютно противоречивые начала не уживаются на одной почве: рано или
поздно одно должно поглотить другое. Что и случилось в семидесятые, когда ударили
брежневские «заморозки».
Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956
г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом
демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако,