Стр. 245 - 2

Упрощенная HTML-версия

245
Нестерова
П. Д. Корина.
В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая должна
был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное
количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей
православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький
-
«Русь уходящая».
Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику
покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П. Д. Корина стал
триптих
«Александр Невский»
(1942 г.).
В тяжёлые для страны 40-е годы особенно востребованным становиться жанр
плаката. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат
И. М.
Тоидзе «Родина-мать зовет!».
Много работали в жанре плаката
Кукрыниксы
(М. В.
Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые
теперь именуются
«Окна ТАСС».
Военная тема нашла выражение в станковых произведениях
А.
А. Дейнеки «Оборона Севастополя»
(1942 г.),
А. А. Пластова «Фашист пролетел»
(1942 г.),
С. В. Герасимова «Мать партизана»
(1943 г.).
Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция
«Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной
(1889-1953). Скульптурная группа была
изготовлена В. И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.
В архитектуре начала 30-х гг. ведущим продолжает оставаться
конструктивизм,
широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых
геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру
Мавзолея
Ленина,
построенного в 1930 г. по проекту
А. В. Щусева.
Мавзолей по-своему замечателен.
Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата
представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно
вписывающееся в ансамбль Красной площади.
К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться
неоклассикой.
В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими
капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто
граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют
«сталинским ампиром»
, хотя с
настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и
сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием.
Великолепие сталинской неоклассики призвано было
выразить силу и мощь тоталитарного
государства.
Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин.
Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм
С. М. Эйзенштейна «Александр Невский»
с
Н. К. Черкасовым
в главной роли. В кино
утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную
тематику:
«Ленин в Октябре»
(реж.
М. И. Ромм), «Человек с ружьем»
(реж.
С. И. Юткевич
);
фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме
«Юность Максима», «Возвращение
Максима», «Выборгская сторона»
(реж.
Г. М. Козинцев);
комедии:
«Веселыеребята», «Волга-
Волга»
(реж.
С. А. Герасимов
), «
Свинарка и пастух»
(реж.
И. А. Пырьев
). Огромной
популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев,
«братья» - своеобразный псевдоним)
Г. Н.
и
С. Д. Васильевых
-
«Чапаев»
(1934 г.).
Великая Отечественная война способствовала дальнейшему развитию военно­
патриотической тематики. В этот период выходят на экран фильмы «
Секретарь райкома»
реж.
И. А. Пырьев, «Нашествие»
реж.
А. М. Роом, «Два бойца»
реж.
Л. Д. Луков
и др.).
Историческое кино было представлено первой серией фильма
«Иван Грозный»
(реж.
С. М.
Эйзенштейн),
вышедшей на экраны в 1945 г.