Стр. 244 - 2

Упрощенная HTML-версия

244
Несмотря на идеологический диктат и тотальный контроль, продолжала развиваться
и свободная литература. Под угрозой репрессий, под огнем верноподданной критики, без
надежды на издание продолжали работу писатели, не желавшие калечить свое творчество в
угоду сталинской пропаганде. Многие из них так и не увидели свои произведения
опубликованными, это случилось уже после их смерти.
В 1928 г. затравленный советской критикой
М. А. Булгаков
безо всякой надежды на
публикацию начинает писать свой лучший роман
«Мастер и Маргарита»
. Работа над романом
продолжалась до самой смерти писателя в 1940 г. Произведение это было издано только в 1966 г.
Еще позже, в конце 80-х, увидели свет произведения
А. П. Платонова
(Климентова)
«Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море».
«В стол» работали поэты А. А. Ахматова, Б. Л.
Пастернак. Трагично сложилась судьба
Осипа Эмильевича Мандельштама
(1891-1938). Поэт
необыкновенной силы и большой изобразительной точности, он оказался в числе тех
литераторов, которые, приняв в свое время Октябрьскую революцию, не смогли ужиться в
сталинском обществе. В 1938 г. он был репрессирован.
В 30-е гг. Советский Союз постепенно начинает отгораживаться от остального мира,
сводятся к минимуму контакты с зарубежными странами, проникновение любой информации
«оттуда» ставится под строжайший контроль. За «железным занавесом» остались многие
русские литераторы, которые, несмотря на отсутствие читательской аудитории, неустроенность
быта, душевный надлом, продолжают работать. В их произведениях звучит тоска по ушедшей
России. Писателем первой величины был поэт и прозаик
Иван Алексеевич Бунин
(1870-1953).
Бунин с самого начала не принял революцию и эмигрировал во Францию, где и прошла вторая
половина его жизни. Бунинскую прозу отличает
красота языка, особая лиричность.
В
эмиграции были созданы лучшие его произведения, в которых запечатлелась дореволюционная,
дворянская, усадебная Россия, удивительно поэтично была
передана атмосфера русской жизни
тех лет. Вершиной его творчества считаются повесть
«Митина любовь»
, автобиографический
роман
«Жизнь Арсеньева»,
сборник рассказов
«Темные аллеи».
В 1933 г. он был удостоен
Нобелевской премии.
В годы Великой отечественной войны литература стала важнейшим идейным и
духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов
отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П.
Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем
патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет
переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения
Константина
Михайловича Симонова
(1915-1979)
(«Жди меня»).
Огромную популярность приобрел Василий
Теркин - герой поэмы
Александра Трифоновича Твардовского
(1910-1971), простой боец,
заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями, например,
«Землянка» А. А. Суркова.
В прозе создавались произведения, посвященные войне
(К. М.
Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия.
В изобразительном искусстве классикой соцреализма в стали работы
Б. В.
Иогансона.
В 1933 г. была написана картина
«Допрос коммунистов».
В отличии от
появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или
нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С. В. Герасимова, работа
Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть
людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от
политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины
«На старом
уральском заводе»
и
«Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола».
В 30-е года
продолжают работать
К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека,
серию
прекрасных портретов современников создает
М. В. Нестеров
, пейзажи Армении нашли
поэтическое воплощение в живописи
М. С. Сарьяна.
Интересно творчество ученика М. В.