243
«Союз композиторов», в рамках которых осуществлялся идеологический надзор за искусством.
В советском искусстве наступал период единообразия.
Произведя организационную унификацию, сталинский режим принялся за
унификацию стилистическую и идеологическую.
В 1936 г. развернулась «дискуссия о
формализме». В ходе «дискуссии» посредством грубой критики началась травля тех
представителей творческой интеллигенции, эстетические принципы которых отличались от
«социалистического реализма», становящегося общеобязательным. Под шквал оскорбительных
выпадов попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в
«формалистических вывертах», в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно
уходят корнями в почву, враждебную социализму.
В число «чуждых» попали композитор Д.
Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн, писатели Б. Пастернак, Ю. Олеша и др.
В прессе
появлялись статьи: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «О художниках-пачкунах».
По существу «борьба с формализмом» имела цель, уничтожить всех тех, чей талант не был
поставлен на службу власти.
Многие деятели искусства были репрессированы.
Как уже было сказано, определяющим стилем в литературе, живописи и других
видах искусства стал так называемый
«социалистический реализм»
. Стиль этот имел с
настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал
действительность в настоящем ее виде, а стремился
выдать за реальность то, что лишь
должно было быть с точки зрения официальной идеологии.
Искусству была навязана
функция
воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали.
Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина-Сталина, большевистская
принципиальность - вот чем жили герои произведений официального искусства того времени.
Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала.
Ограниченность идейных рамок соцреализма стала значительным препятствием
развития советской литературы. Тем не менее в 30-х гг. появляется несколько крупных
произведений, вошедших в историю русской культуры. Самой, пожалуй, масштабной фигурой в
официальной литературе тех лет был
Михаил Александрович Шолохов
(1905-1984).
Выдающимся произведением является его роман «
Тихий Дон»
, рассказывающий о донском
казачестве в годы Первой мировой и Гражданской войны. Коллективизации на Дону посвящен
роман «
Поднятая целина»
. Оставаясь внешне, в границах соцреализма, Шолохов создал
объемную картину жизни донских казаков, показал трагедию братоубийственной вражды в
казачьей среде, развернувшейся на Дону в послереволюционные годы. Шолохов был обласкан
советской критикой. Его литературный труд был отмечен Государственной и Ленинской
премиями, дважды его награждали званием Героя Социалистического Труда, он был избран
академиком АН СССР. Творчество Шолохова получило мировое признание: за писательские
заслуги он был удостоен Нобелевской премии (1965 г.).
В тридцатые годы завершает свой последний роман-эпопею
«Жизнь Клима
Самгина» Максим Горький.
Метафоричность, философская глубина были характерны для
прозы
Л. М. Леонова, создавшего замечательные произведения «Вор»
1927 г.,
«Соть»
1930 г.,
сыгравшие особую роль в развитии советского романа. Огромную популярность имело
творчество
Н. А. Островского
, автора романа «
Как закалялась сталь»
(1934 г.), посвященного
эпохе становления Советской власти. Главный герой романа - Павка Корчагин был образцом
пламенного комсомольца. В творчестве Н. Островского, как ни у кого, другого проявилась
воспитательная функция советской литературы.
Идеальный персонаж Павка стал в
реальности примером для широких масс советской молодежи. Классиком советского
исторического романа стал
А. Н. Толстой («Петр I»
1929-1945 гг.). Двадцатые-тридцатые годы
время
расцвета детской литературы.
Несколько поколений советских людей выросло на
книгах
К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. П. Гайдара, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, В. А.
Каверина
,
Л. А. Кассиля
,
В. П. Катаева
.