Стр. 234 - 2

Упрощенная HTML-версия

234
Важным мероприятием, способствовавшим расширению сферы распространения
грамотности, была
реформа правописания, проведенная в 1918 г.
О необходимости проведения
такой реформы много говорили еще до революции. Более того, была проведена
подготовительная работа, которая, однако, из-за противодействия сторонников традиционной
орфографии не была завершена реальными преобразованиями. После революции, когда пафос
кардинальных перемен охватил все стороны жизни общества, реформа правописания пришлась
как нельзя к стати. Из алфавита были исключены буквы i, И,Ъ, У, употребление которых
регламентировалось сложными правилами, затруднявшими обучение чтению и письму. Было
также отменено написание «Ъ» в конце слов, оканчивавшихся на согласные.
Значительны были успехи в деле расширения сферы среднего профессионального
образования. Массовыми формами подготовки квалифицированных рабочих и среднего
технического персонала стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы
крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегчения поступления в высшие учебные
заведения рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие
факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого уровня. Быстро
возрастает количество вузов. Преимуществом при приеме пользуются представители
«неэксплуататорских классов» - пролетариат и «трудовое» крестьянство.
Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными
трудностями,
обусловленными,
прежде
всего,
катастрофическим
недостатком
преподавателей
, многие из которых в годы революции были уничтожены или изгнаны из
страны как «буржуазный элемент». Решить проблему призван был Институт красной
профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее
качество преподавания упало.
Это
было неизбежным побочным действием масштабной «кавалеристской атаки» в сфере
образования, которую невозможно было провести без потери качества.
Но в то же время советское и партийное руководство понимало необходимость
сохранения и развития научного потенциала страны. Эти годы были особо плодотворными для
культуры советского периода и отмечены деятельностью выдающихся талантов. Видным
ученым, особенно представителям естественнонаучных дисциплин, лояльным к новой власти,
предоставлялись условия для работы. Им прощалось поначалу некоторое политическое
вольнодумство, правда, до известных пределов. Они продолжали исследования, начатые еще до
революции, сотрудничали с государством, помогая ликвидировать последствия гражданской
войны и оккупации. Один из основоположников русской научной школы физиологов растений,
член-корреспондент РАН,
естествоиспытатель-дарвинист
К.
А.
Тимирязев,
автор
фундаментальных трудов по фотосинтезу, агрономии, истории науки, был депутатом Моссовета.
Большую роль в развитии сельского хозяйства сыграла деятельность академика ВАСХНИЛ
И. В.
Мичурина,
селекционера, автора более чем 300 сортов плодово-ягодных культур. Продолжали
работу отечественные авиаконструкторы. В
1918 г. был основан Центральный
аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Создателями его были
Н. Е. Жуковский
и
С. А.
Чаплыгин.
Значительных достижений удалось достичь в физике. Основоположником
современной полупроводниковой физики стал академик
А. Ф. Иоффе
, по инициативе которого
были открыты Физико-технический институт, Институт полупроводников АН СССР и др. В 20-е
гг. начинал свою исследовательскую деятельность
П. Л. Капица
, впоследствии академик,
основатель Института физических проблем АН СССР, лауреат Нобелевской премии (1978 г.).
Продолжают работу физиолог
И. П. Павлов
; теоретик ракетной техники
К. Э.
Циолковский
; химик, изобретатель синтетического каучука
С. В. Лебедев
; изобретатель
реактивного двигателя конструктор
Ф. А. Цандер
; биогеохимик, автор учения о ноосфере
В. И.
Вернадский.